Золотая педагогика

Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Другое о педагогике » Реализация здоровьесберегающего подхода при работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Страница 4

Итак, основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что у дошкольников с ЗПР имеют место специфические нарушения в развитии физических качеств, психомоторики, в технике выполнения различных двигательных актов. Однако разброс показателей физического развития достаточно велик. Это связано с тем, что при задержках в психическом развитии могут быть первично нарушены как отдельные структуры головного мозга, так и их основные функции в различных сочетаниях.

Ученые, занимающиеся проблемой физического воспитания детей с ЗПР, убеждают, что коррекционную работу следует направлять на развитие общей, мелкой ручной и артикуляционной моторики, координации движений, чувства ритма, пространственных представлений, функции равновесия, положительных психо-эмоциональных состояний.

В целом, оптимальная двигательная активность ребенка способствует развитию всех зон коры больших полушарий, содействует улучшению координации межцентральных связей, формированию двигательных взаимодействий, повышению умственной работоспособности.

Работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет собой сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход к применению разнообразных форм, средств физического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы, имеющие единую целевую направленность на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.

Одним из важнейших способов реализации здоровьесберегающих технологий считается психологическое сопровождение обучения детей, которое не в полной мере соблюдается в школе, в том числе начальном ее звене. Система дошкольного образования, до последнего времени имеющая в числе задач дошкольных образовательных учреждений охрану здоровья в качестве важнейшей, не имела необходимости в разработке особых здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания. Однако в последнее десятилетие системный социально-экономический кризис, подорвавший устои семьи и репродуктивный потенциал нации, негативным образом сказался на потенциале здоровья дошкольников. В настоящее время становится очевидным, что появляется потребность в психологическом сопровождении детей раннего и дошкольного возраста и в системе дошкольного образования. Педагоги-психологи стал появляться в детских садах, основной задачей работы которых можно считать индивидуальное развитие ребенка в соответствии врожденными особенностями и нарушением нервно-психического и социального развития. В связи с тем, что здоровых дошкольников по статистике Минздрава, становится все меньше выход из сложившейся ситуации многим специалистам в области образования видится в расширении сети специализированных дошкольных учреждений, в которых воспитывают и обучают детей с проблемами в развитии: детей с диагнозом задержки психического развития (ЗПР), общее недоразвитие речи (ОНР), детский церебральный паралич (ДЦП). Специальное образование обеспечивает лицам с физическими и (или) психическими недостатками возможность развивать свои физические и психические способности в целях приспособления к социальной среде, подготовки к трудовой деятельности, самообслуживанию, самообеспечению.

В ходе анализа литературных источников по проблеме было выявлено:

1. Охрана здоровья детей – приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Отсюда следует, что приоритетной задачей современного образования становится формирование устойчивой, здоровой, релевантной требованиям социальной среды личности, что может быть достигнуто при реализации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении.

2. Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение укрепление здоровья подрастающего поколения, которое значительно ухудшается в процессе образования. Стратегия реализации здоровьесберегающих технологий направлена на такую организацию образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без нанесения ущерба их здоровью. Современный образовательный процесс включает широкий диапазон здоровьесберегающих технологий, имеющих определенные функции, обеспечивающие развитие здоровьецентрированого сознания как понимания сущности здорового образа жизни, его жизненной необходимости.

3. Традиционная система образования является не вполне готовой к решению проблем здоровьесбережения детей дошкольного возраста с ненормативным ходом развития, поэтому воспитателю детского сада принадлежит особая роль в разрешении проблем этой категории детей. Было выявлено, что у дошкольников с задержкой психического развития в физическом и функциональном статусе проявляются инфантильные черты, недоразвита тонкая и общая моторика, нарушена координация и регуляция двигательных актов, выявляется соматическая ослабленность, недостаточность развития функциональных систем, поэтому коррекционную работу следует направлять на развитие общей, мелкой ручной и артикуляционной моторики, координации движений, чувства ритма, пространственных представлений, функции равновесия, положительных психоэмоциональных состояний. Это сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход к применению разнообразных форм, средств физического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы, имеющие единую целевую направленность на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Образование, педагогика, воспитание:

Понятие и структура межкультурной компетенции
Глобализация – это процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Суть глобализации заключается в расширении взаимосвязей и ...

Сущность педагогической деятельности
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и дру ...

Научное исследование в педагогике
Без глубокого знания сложившегося состояния педагогической теории и практики невозможно это состояние изменить, прогнозировать развитие образовательной политики и науки об образовании и воспитании человека. Приобретается это знание в процессе специального организованных научно-педагогических исслед ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru