Работа рассчитана на шесть занятий: два урока по естествознанию и четыре урока по информатике.
Занятие 1. Естествознание
Цель урока: определить тему и цели проекта, провести с учениками планирование предстоящей работы.
Необходимое оборудование: карта природных зон России.
Ход урока.
Этап 1. Подготовка к работе (10 минут).
Учитель ставит перед детьми общую задачу: создать на компьютере небольшое «учебное пособие», которое помогло бы младшим классам в дальнейшем изучать особенности природных зон родного края. Учитель предлагает тему проекта: «Путешествие из Красноярска на полуостров Таймыр». Цель: показать, как сменяют друг друга природных зоны при продвижении на север.
Примечание. Постановка общей задачи преследует определенную цель: ребенок обнаруживает место своей работы в одном общем процессе.
Деятельность учащихся: обсуждают с учителем тему работу, получают необходимую дополнительную информацию.
Деятельность учителя: наблюдает за эмоциями учеников, за вовлеченностью в обсуждение проекта; мотивирует учащихся.
Этап 2. Планирование (25 минут).
Определение источников информации.
Учитель совместно с учениками подбирает необходимые источники. Школьникам предлагается отметить на карте маршрут от Красноярска до полуострова Таймыр и записать, какие природные зоны пересекает отмеченный путь.
Примечание. Основным источником информации является учебное пособие «Мы и окружающий мир».
Определение способов сбора и анализа информации.
Принимается решение делать зарисовки растений и животных, записывать их название.
Деятельность учащихся: вырабатывают план действий.
Деятельность учителя: предлагает идеи, высказывает свои предположения.
Распределение задач (обязанностей) между членами команды.
При изучении карт обнаружено, что на пути от Красноярска до полуострова Таймыр встречается: тайга, природное сообщество болото, лесотундра, тундра, берег Северного Ледовитого океана, арктическая пустыня.
Класс распределяется на группы, каждая группа отвечает за определенную природную зону.
Деятельность учителя: наблюдает за учениками, предлагает идеи, поддерживает инициативу учащихся, оказывает «дозированную» помощь ученикам при возникновении трудностей во время обсуждения.
Заключительная часть урока (5 минут).
Обсуждение домашнего задания: каждой группе подобрать материал о данной природной зоне, сделать зарисовки.
Занятие 2. Естествознание.
Цель урока: продолжить планирование работы над проектом.
Ход урока.
1. Обсуждение домашнего задания (10 минут).
Деятельность учащихся: представляют домашнюю работу: подобранный материал, зарисовки.
Деятельность учителя: не оставляет без внимания не одной работы, высказывает свое мнение, поощряет школьников.
2. Продумывание работы (25 минут).
В ходе обсуждения выясняется, что каждой группе для создания проекта потребуется один лист, где присутствует изображение данной природной зоны. При работе использовать возможности графического редактора и редактора форм. В ходе дальнейшего обсуждения учитель опирается на сведения, полученные от учеников. Создаются основные наброски работы, решается какие элементы могут присутствовать на страницах работ.
Учитель на доске записывает краткий конспект:
Тайга |
Ели, пихты, грязно-зеленые лишайники, сибирские кедры, березы, осины, лиственницы, кустарники, травянистые растения, медведь, бурундук, лось, олень, куница, глухарь и другие. |
Болото |
Мох сфагнум, камыш, кривые сосны, клюква, цапля, уж, лягушка, гадюка, дикая утка. |
Лесотундра |
Брусника, лишайники, карликовые березы, кустарники, ели, волк, песец, олени. |
Тундра |
Карликовая береза, морошка, камнеломка, мхи, лишайники, овцебык, полярная сова, утки, волк, песец, северный олень. |
Побережье Северного Ледовитого океана |
Скалы, зелень на верхушках, гагарка, кайра, моевка, тупик, розовая чайка. |
Арктическая пустыня |
Лед, вода, полярное сияние, морж, белый медведь, тюлень. |
Образование, педагогика, воспитание:
Дидактические требования к разработке дидактических игр по информатике на
основе применения ИТ
Современный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вошло новое звено – комп ...
Чтение и анализ рассказов в школе для слабослышащих учащихся
Основным материалом для уроков чтения служит рассказ. В учебниках по чтению для 2—6-го классов специальной (коррекционной) школы рассказы составляют примерно 50% от произведений других жанров. Рассказ — это повествование, изображающее эпизоды, события из жизни героев. При этом описываемое событие м ...
Экспериментальное обоснование роли семейного физического воспитания в
малокомплектной школе
В таблице 2 указаны уровни сформированности навыков здорового образа жизни родителей на констатирующем этапе. Таблица 2 Уровень сформированности навыков здорового смысла на контролирующем этапе Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа низкий 50% 60% средний 40% 40 % высокий 10 % 0 % В пр ...