Золотая педагогика

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Страница 1

Зарубежные исследователи выделяют отличительные особенности социализации детей от взрослых (Брим Г., Парсонс Т., Эриксон Э.). Социализация детей связана, по их мнению, с формированием таких регуляторов поведения как ценности, нормы, установки, характеризуется отсутствием критичности, акцент делается на усвоении, предполагает формирование предельных способов действовать, крайних смыслов тех или иных поступков и освоении новых социальных сфер и способов поведения.

В отечественной социальной психологии в качестве особенностей социализации детей рассматриваются: перестраивание познавательной деятельности ребенка, тип общения ребенка со средой, особенности и содержание общения, активность самого ребенка, в процессе развития личности ребенка происходит формирование ценностных ориентаций.

Рядом авторов (Кон И.С., Смирнова Е.О.) рассматриваются отличительные особенности восприятия социальных явлений детьми 5-6 лет. Наличие именно в 6 лет своеобразного рубежа проявляется, в частности, в качественном отличии ценностных ориентаций пятилетних детей от шестилетних. Данные проведенных психологических исследований (Ермоленко Е.И., Смирнова Е.О.) показывают, что у ребенка 5 лет отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка.

Одним из главных результатов социализации считается социализированность, понимаемая как сформированность черт личности, требуемая данным обществом, а также усвоение человеком соответствующих социальных установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать его на последующих стадиях развития. Американский исследователь А. Инкельс назвал это «заглядыванием вперед», т.е. изучением того, каким должен быть ребенок сейчас, чтобы добиться успеха, встав взрослым.

Более подробно хотелось бы остановиться на понятии «социальная адаптация». Умение ребенка дошкольного возраста адаптироваться к социальным условиям является важнейшей (наряду с активностью) стороной процесса социализации личности. Многие исследователи подчеркивают положительную сторону адаптации как показатель успешной социализации личности ребенка младшего возраста в обществе.

Отечественные педагоги понимают адаптивность как умение человека понять и оценить факторы окружающей действительности в связи не только с непосредственной ситуацией, но и планами на будущее. Поэтому адаптивность - это не только «приспособленчество», но и ощущение среды, места и времени. Если научить ребенка правильно ориентироваться в любых обстоятельствах, он сможет сделать гораздо больше полезного и избежит многих осложнений».

Анализ трудов зарубежных и отечественных ученых позволил выделить следующие положения, которые имеют значение для исследуемой нами проблемы:

- социализация - процесс непрерывный, длящийся всю жизнь, который распадается на периоды (в детстве ребенок овладевает нормами социальной жизни, отрочество - время индивидуализации и развития потребности «быть личностью», в юности идет приобретение черт и свойств личности);

- на основе социального опыта складывается внутренняя позиция личности, что говорит об ее активной позиции в процессе социализации;

- принятие, освоение социального опыта происходит только в процессе взаимодействия основных институтов социализации (семья, дошкольное образовательное учреждение, школа и т.д.).

Традиционный взгляд на семью основан на следующих положениях:

В социологии семья рассматривается как малая социальная группа, сложная структура, состоящая из отношений «доминирования - подчинения» (власти), ответственности, где все члены семьи автоматически участвуют во всех совместных делах».

В психологии семья, семейные взаимоотношения и взаимодействия рассматриваются как «процесс эмоциональной близости и влияния на психическое формирование личности, что обеспечивается атмосферой непрерывной, постоянной деятельности, обеспечивающей повседневное общение с людьми, с окружающим миром, природой, что обуславливает формирование психических процессов и развитие личности».

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Психологические, лингвистические характеристики развития связной речи дошкольников
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. С.А. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной реч ...

Параметры, позволяющие диагностировать развитие креативности в процессе музыкального школьного образования
Креативность является научно установившейся категорией в психологической науке. Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности (творческости). Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики. ( ...

Формы занятий и контроль знаний на элективных курсах по математике
Введение профильного обучения, а особенно элективных курсов, в программу старшей школы, несомненно, потребует разнообразия форм и методов обучения, так как профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс. При вы ...

Навигация по сайту

© 2022 Copyright www.ecsir.ru