Золотая педагогика

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Страница 2

В педагогике - как «институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников, близких, соседей».

Какими бы не были ценностно-целевые концепции образования, они имеют смысл лишь в том случае, если помогают выйти в сферу широко понимаемой в педагогической практике повышения роли семьи как социально-образовательного института. Взаимодействие социумов - семьи и детского сада объективная необходимость. Это реальность, существующая хотя бы потому, что педагогов и родителей объединяет одна и та же благородная цель воспитания духовно-нравственной личности ребенка.

Основными институтами социализации являются семья, дошкольное образовательное учреждение, школа, ВУЗ и другие общности людей, в которых протекает процесс социализации человека. Недооценка воспитательной роли того или иного социального института в формировании личности, влияния тех или иных сфер жизнедеятельности как фактора становления личности нарушает целостность, системность общественного воспитания. Объединение воспитательных возможностей среды и различных институтов воспитания в процессе социализации личности обозначается современной государственной и общественной ситуацией как императив.

Рассматривая психолого-педагогические основы установления педагогом контакта с семьей ребенка, В.А. Сластенин выделяет следующие правила:

1. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

2. Необходимо поддерживать максимальное доверие к воспитательным возможностям родителей, повышать уровень их педагогической культуры и активности в воспитании.

3. Следует соблюдать педагогический такт, не допускать неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

4. Приоритет жизнеутверждающего, мажорного настроя в решении проблем воспитания, опора на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Ведь слово учителя родители слушают с особым вниманием и волнением: им радостно и приятно услышать похвалу в свой адрес .

В трудах выдающихся педагогов, врачей, просветителей прошлого обосновываются положения о ведущей роли семьи в социальном, познавательном, эстетическом и физическом развитии ребенка, приобщении его к общечеловеческим ценностям (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Н.В. Шелгунов, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, О.В. Одоевский, В.И. Достоевский, С.Т. Аксаков).

Значительно позже вопросы семейного воспитания были широко представлены в трудах отечественных педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. А.С. Макаренко говорит о семье как естественном человеческом коллективе, отвечающем за воспитание ребенка. В успехе семейного воспитания, по утверждению А.С. Макаренко, решающим является активное, постоянное, вполне сознательное выполнение родителями гражданского долга. Особое предпочтение отдавал родительскому авторитету, разумности и целесообразности родительского авторитета.

Семья в современных условиях становится основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности. Это также обуславливает необходимость непрерывного совершенствования семейного воспитания у каждого этноса. Принципиально важным для социализации личности ребенка дошкольного возраста является признание самоценности духовного мира, образа жизни, культуры народа .

Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка осуществляется на основе применения личностно-ориентированного, системного, средового подходов.

Значительный интерес в связи с исследуемой нами проблемой представляет структура процесса социализации, которая позволит нам выстроить взаимодействие семейного и общественного воспитания. Мы полагаем, что процесс социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада должен включать в себя, во-первых, познавательную направленность, ориентированную на усвоение норм социальных отношений; коммуникативную направленность, ориентированную на умение строить отношения, самореализацию в деятельности; эмоциональную направленность, необходимую для выражения отношения к себе как субъекту деятельности, к собственной деятельности и другим людям, как субъектам совместной деятельности.

Страницы: 1 2 

Образование, педагогика, воспитание:

Сущность педагоических инноваций
Педагогические инновации (другими словами нововведения) определяются в педагогической науке с нескольких точек зрения. Во-первых, под педагогической инновацией понимается целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (определённые новшества), которые улучшают хара ...

Диагностика двинательной активности детей дошкольного возраста
Определение объема двигательной активности производится при помощи механического и электронного шагомера. Для измерения естественной дневной двигательной активности шагомер надевается всем детям и снимается в определенный временной диапазон (например, с 8 до 17 или 19). В этот день не следует стиму ...

Применение дидактических игр на уроках математики во 2 классе
Учащихся вторых классов больше всего увлекает в игре её результат. У них проявляется тяга к играм на соревнование. В начале их увлекает желание одержать личную победу, стать победителем в соревновании между учениками в классе. Постепенно интересы ученика расширяются, он переживает не только свой ли ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru