Золотая педагогика

Возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности

Другое о педагогике » Психофизическое развитие детей в дошкольном учреждении » Возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности

Страница 2

Возрастная периодизация зародилась в античной Греции. В различных отраслях науки о человеке существуют разнообразные, взаимодополняющие друг друга возрастные периодизации. В педиатрии различают два этапа и шесть периодов развития ребенка с момента зачатия до 18 лет, в педагогике принято семь периодов созревания, в психологии выделяют пять периодов развития ребенка.

В теории физической культуры знания особенностей возрастной периодизации необходимы для правильного построения индивидуальной программы физического развития ребенка.

Рассмотрим основные особенности формирования опорно-двигательного аппарата в первые периоды жизни ребенка.

Период грудного возраста (первый год жизни): закладываются все физиологические изгибы позвоночника, укрепляется мышечная система. Физкультура направлена на нормализацию мышечного тонуса, улучшение кровообращения. Основное средство - массаж и пассивные физические упражнения.

Раннее детство (1—3 года): физиологические изгибы позвоночника более выражены, нарастает мышечная масса, особенно крупных мышц (туловища). Появляются первые признаки нарушения осанки.

Первое детство (4—7 лет): физиологические изгибы выражены и продолжают формироваться, укрепляются мышцы и скелет. Увеличивается объем активных движений. Трехлетний ребенок может подпрыгивать на двух ногах, спрыгивать с кубиков высотой 10—15 см, перепрыгивать через лежащий на полу шнур. Прыжок в высоту на уровне 5 см еще не удается.

Более отчетливо двигательные качества начинают проявляться в 4-летнем возрасте. Именно тогда отмечается наибольший прирост частоты движений, силы отдельных мышц, прыжка в длину.

Появляются первые попытки сочетания движений с ходьбой. Бег ребенка еще похож на семенящий шаг, ему трудно ловить мяч и посылать его в цель, но легко прыгать с мячом, несмотря на то что движения еще не согласованны. Внимание детей неустойчиво, они легко отвлекаются, быстро утомляются от однообразных движений.

К 5 годам улучшается координация движений. Дети лучше бросают и ловят мяч, осваивают прыжки, различные спортивные упражнения и элементы спортивных игр. В возрасте 5—6 лет интенсивно формируется выносливость, что создает условия для увеличения количества повторений, длины проходимой и пробегаемой дистанции, которая составляет 300—500 м. Бег становится легким, ритмичным, исчезают боковые раскачивания. Дети легко прыгают в длину и высоту, становятся особенно подвижными, любят играть.

Завершается период яркой отличительной особенностью - первым физиологическим (скелетным) вытяжением, которое характеризуется ускоренным ростом тела в длину.

Второе такое вытяжение будет отмечаться только в пубертатном возрасте. С интенсивным ростом скелета связано появление детей с функциональными нарушениями сердечно-сосудистой системы и дискинезии желчевыводящих путей в возрасте 6—7 лет, увеличением количества признаков нарушения осанки и плоскостопия.

Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, когда происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе – развитие мотиваиионно-потребностной сферы; с другой стороны, периоды, в которых происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе - формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей.

Схема соответствующей периодизации детства показана на рис. 1.

Рис. 1. Периодизация детства

развитие мотивацонно-потребностной сферы;

- - - - - - - - - развитие операционно-технических возможностей;

O переходы от эпохи к эпохе;

переходы от периода к периоду.

Особенности психофизического развития детей раннего возраста представлены в таб. 2.

Таблица психофизического развития ребенка

Возраст

Физическое развитие

Психическое развитие

1-2 м.

В положении на животе удерживает голову, поворачивает ее в стороны.

Фиксирует взором предметы, улыбается, гулит.

3-5 м.

Хорошо держит голову, поворачивается на бок, сидит с поддержкой, приподнимает верхнюю часто туловища.

Захватывает предметы, следит за движущимися предметами, узнает мать, смеется, четко произносит гласные звуки.

6-8 м.

Сам сидит, встает на четвереньки, сам переворачивается, стоит с опорой.

Различает окружающих, рассматривает и переставляет игрушки, хлопает в ладоши, произносит слоги «ма»,»ба», выражает удивление и интерес в отношении новых предметов.

9-10 м.

Ползает, стоит и ходит с поддержкой

Реагирует на свое имя, понимает зaпреты, произносит слова «мама», «папа», берет предметы двумя пальцами, знает названия игрушек.

11-12 м.

Первые самостоятельные шаги, приседает за игрушкой.

Указывает части тела, ест сам ложкой, произносит отдельные слова, выполняет большое количество инструкций.

2 года

Бегает, влезает на стремянку, поднимается по лестнице.

Легко повторяет слова и фразы, понимает их смысл,в предложении по 3-4 слова. Различает цвета, понимает сюжет простых картин.

3 года

Одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки

Запоминает стихи и песенки, появляются вопросы «зачем?», «когда ?», имеет понятие о количестве предметов.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Типология элективных курсов по математике
Выполненный нами в ходе исследования анализ педагогической, методической литературы показал, что существует несколько типологий элективных курсов: I. По разрешаемым задачам: Элективные курсы выполняют ряд задач: 1. Создать условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выб ...

Общая характеристика индивидуальной речевой деятельности в концепции И.А. Зимней
Внутренний механизм, управляющий видами речевой деятельности, это – Высшая интегративная вербально-коммуникативная функция человека (ВКФ), которой выражается единство сознания и деятельности индивида, как системная целостность способностей когнитивной, и языковой форм сознания. ВКФ – интегративная ...

Фонетические факторы внятности
Наряду с общими требованиями к внятности и членораздельности, следует иметь в виду и ряд вытекающих из них частных требований, касающихся разных сторон фонетического оформления речи, а именно: голоса, фонетического облика слова (включая их фонематический состав, слоговый ритм, ударение, орфоэпию), ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru