Золотая педагогика

Возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности

Другое о педагогике » Психофизическое развитие детей в дошкольном учреждении » Возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности

Страница 1

В процессе жизни человек все время развивается, то есть изменяется в количественном и качественном отношении. При этом можно особо говорить о развитии организма человека: физическом, умственном, психическом, личностном; а также о развитии многих других его качеств и особенностей.

Развитие человека можно рассматривать в трех планах:

1) в типологическом (возрастном), когда абстрагируются от индивидуальных и личностных особенностей детей и рассматривают лишь закономерности возрастного развития ребенка, особенности, присущие каждому из этапов онтогенеза;

2) в индивидуальном плане, когда рассматриваются особенности развития ребенка. Ведь у каждого ребенка свой, присущий только ему, путь развития и особый темп. Путь развития уникален, но все же существуют и общие закономерности, которые необходимо учитывать, изучая индивидуальные особенности того или иного ребенка;

3) наконец, в личностном плане рассматривается процесс развития человека как индивидуальности, процесс возникновения и особенности развития личностных качеств на разных ступенях и этапах онтогенеза.

Возраст - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими).

Возрастные психологические особенности определяются конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, оказывающими влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.

Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение называется социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, строго закономерно определяет весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие. Среда с точки зрения развития становится для ребенка совершенно иной с той минуты, когда он переходит от одного возраста к другому.

Ребенок - часть социальной ситуации. Отношение ребенка к среде и среды к ребенку передается через его переживания и деятельность. Существенна не сама по себе ситуация, а то, как ребенок ее переживает. В одной и той же семье, в одной и той же ситуации мы встречаем у разных детей разные изменения развития, поскольку одна и та же ситуация неодинаково переживается разными детьми.

Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с одной стороны, существующими представлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом возрастном этапе, а с другой - достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или иному этапу возрастного развития.

В настоящее время в нашем обществе наметилась тенденция к изменению требований к ребенку, к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию особых прав ребенка.

Таблица 1.

Схема периодизации развития ребенка дошкольного возраста

Период

Возраст

Критерии периодизации

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Личностное новообразование

Новорожденность

0—1 мес.

Взрослый® Ребенок

Физиологические отправления

Способность активно бодрствовать, перцептивная память

Младенчество

1мес—1год

То же

Эмоциональное общение

То же

Раннее детствj

1—3 года

Взрослый=Ребенок

Предметно-манипулятивная

Потребность в ориентировке, речь, система «Я»

Дошкольное детство

3—7 лет

Ребенок -> Взрослый

Сюжетно-ролевая игра

Внутренняя позиция, соподчинение мотивов  

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Серия интегрированных уроков изобразительного искусства, способствующих формирование интереса младшего школьников к народному искусству
Муниципальное образовательное учреждение средней образовательной школы №1 Города Нижнего Тагила, Свердловская область, улица оплетена 11. 2 б класс, 8 – 9 лет такого возраста дети в этом классе. В классе 25 человек. 11 девочек и 14 мальчиков. В классе есть одна девочка другой национальности азербай ...

Начальный этап обучения
На начальном этапе обучения предпочтение следует отдавать учебным текстам. Иногда для расширения кругозора учащихся можно включать аутентичные тексты. Качество усвоения аутентичного материала может быть повышено использованием определенных упражнений и заданий. Овладение технологией чтения осуществ ...

Психолого-педагогические основы развития речи
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ...

Навигация по сайту

© 2021 Copyright www.ecsir.ru