Золотая педагогика

Профессиональная квалификация педагога

Другое о педагогике » Профессиональная квалификация » Профессиональная квалификация педагога

Нормативы и сферы деятельности педагога в принципе неизменяемы, а вот его становление — движение от возможного к действительному, начинаясь с предпрофессионального поиска себя, затем профессионального образования и продолжаясь в ходе работы по специальности, — во всех его аспектах индивидуально, т.е. всегда включает историю и течение жизни, особенности мышления и характера, социального статуса, манеры общения, знания и опыт, присущие только данному человеку, для которого профессиональная принадлежность оказывается одной из приоритетных жизненных ценностей.

Все это значимо для педагога, и в наиболее общем, целостном виде его квалификация выражается реализуемым отношением к жизни вообще, к педагогической деятельности особенно и к ее конкретному, данному виду в частности. Без наполненности таким отношением квалификация становится механическим выполнением заданных функций, разрушающим индивидуальность педагога в целом и, следовательно, тех, кому «посчастливилось» с ним встретиться.

Вновь повторю: квалификация — обобщенный качественный признак представителя той или иной профессии, а его (признака) индивидуальное воплощение — в реальном отношении данного специалиста к делу и к себе в деле. Речь идет об отношении не «хорошем», «плохом» или, что хуже всего, «никаком», но содержательном, отвечающем особенностям профессиональной жизнедеятельности, индивидуально выражаемом в повседневном школьном или институтском быте, во взаимодействии с коллегами, с детьми и юношеством.

Квалификация педагога — школьного и институтского — проявляется и возрастает через его индивидуальность: достигается воспитывающий характер обучения, т.е. осуществляется и его воспитательная функция, и «научающий» характер воспитания. То и другое очевидно стимулируют разностороннее развитие, собственные усилия и педагога, и того, кого он учит и потому — воспитывает.

В то же время квалификация помогает предвидеть и вовремя увидеть конфликтную ситуацию, искать и находить варианты и возможности предупреждения и разрешения конфликта, его ближние и отдаленные последствия. Когда конфликт, если можно так выразиться, положительный, продуктивный, квалифицированный специалист помогает разрешить противоречие, преодолеть враждебность, двигаться в направлении взаимной корректности, иначе говоря — стимулирует обогащение положительного социального опыта участников. Больше того, конфликт может быть и необходим, и полезен, особенно если стимулирует позитивную «развязку» давних напряжений и враждебности в отношениях между коллегами, между преподавателем и студентом.

В связи с постоянными изменениями в сфере образования и внедрением в учебный процесс компьютерных информационных технологий возникает необходимость в повышении квалификации педагога.

Повышение квалификации как явление — это самообучение и организованное обучение специалиста с целью его индивидуального совершенствования в конкретной сфере деятельности на основе интеграции новой информации и имеющегося и пополняемого практического опыта.

Повышение квалификации как процесс выступает одной из составляющих непрерывного образования: значимого для специалиста самообразования, наложения обретаемых теоретико-методических знаний на повседневную профессиональную практику, когда в ней явно воплощается реализуемое отношение к деятельности. Поэтому не менее важно соотнесение педагогом возможного и собственного опыта, выводящее на поиск и нахождение необходимых действий — с целью изменений в специалисте и его работе, а главное, в тех, с кем он работает.

Единица педагогического процесса, а потому и процесса повышения квалификации — ситуация. Однако все ситуации не предусмотреть, поэтому важно обращаться к бесконечному ряду типичных. Отношение к делу нельзя «преподать» даже в самых ярких лекциях или увлекательных беседах, но можно и нужно помочь ему сложиться и реализоваться. Для этого и необходима квалификация педагога — его человеческий капитал — то, чем специалист как индивидуальность в той или иной мере владеет, посредством чего реализует себя в деле, которым занят, воспитывая и обучая других, что получает от этого, пополняя казну своего ума и сердца для новых обретений во имя развития учеников и, что немаловажно, своего развития.

Образование, педагогика, воспитание:

Методические рекомендации по проведению лекционных занятий
Курс "Математический анализ" входит в блок дисциплин предметной подготовки и занимает важное место среди них в процессе подготовки будущих педагогов - математиков. Целью курса является научное обоснование тех, относящихся к нему понятий, первое представление о которых дается в школе. Курс ...

Основные периоды психического развития ребенка
В истории детской психологии можно отметить немало попыток создать возрастную периодизацию психического развития ребенка. Оригинальное понимание этой проблемы было разработано в свое время Л.С. Выготским. Во-первых, он справедливо полагал, что периодизацию психического развития необходимо проводить ...

Психолингвистическая основа школьного многоязычия
Слово «полилингвизм» происходит от частички poli, что значит по-латыни «много», «множество», и слова lingua – «язык». Полилингвизм определяется, как способность владеть двумя или более языками. Полилингвист – человек, который может общаться как минимум на трех языках. Различают естественный (бытово ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru