В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 23.09.2003 г. №03–93 ин/13–03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования школы» рекомендуется во всех образовательных учреждениях начать с 2003/2004 учебного года курса «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей». Однако, внедрение в практику этого нового материала требует несколько лет и нуждается в накоплении методического опыта. Поэтому в настоящее время в школах, начиная с 5 класса, вводится вероятностно-стохастическая линия, но в этих же школах можно встретить учеников 10 и 11 классов, в учебные планы которых не была включена данная линия, при этом учащиеся обучаются в социально-экономическом профиле, где данная вероятностно-стохастическая линия очень важна.
Так же, существуют межпредметные связи между математикой и физикой, математикой и биологией, математикой и экономикой и др. С одной стороны физика, биология, химия содержат примеры случайных явлений, с другой стороны эти дисциплины не могут обойтись без элементов теории вероятностей для раскрытия собственных закономерностей.
Как уже было сказано выше, современная физика, химия, весь комплекс социально-экономических наук построены и развиваются на вероятностно-статистической базе, и без соответствующей подготовки невозможно полноценное изучение этих дисциплин.
То есть данная тема «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» актуальна в социально-экономическом профиле, поэтому нами был разработан элективный курс и проведено 2 урока, конспекты которых представлены.
Цели курса:
1. Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования.
2. Формирование качеств прикладного стиля мышления, необходимого для продуктивной жизни в обществе.
3. Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.
4. Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи курса:
· Развитие интеллектуальных умений учащихся.
· Расширение сферы математических знаний.
· Реализация внутрипредметных связей.
· Облегчение подготовки учащихся к экзаменам как в школе, так и при поступлении в общеобразовательные учреждения после окончания школы.
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11х классов, выбравших для себя социально-экономическую область деятельности, в которой комбинаторика и теория вероятностей играют важную роль.
Основные формы проведения элективного курса – лекции учителя, практические занятия и доклады учеников.
В конце изучения каждой темы предусмотрено зачетное занятие в форме игры или мини-олимпиада.
Учащиеся, успешно освоившие программу, получат зачет.
Программа рассчитана на 16 учебных часов (1 учебный час – 40 минут), так как возрасте (15 – 17 лет) учащиеся владеют не малым багажом знаний, умений и навыков и способны усваивать информацию быстрее.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
из них | ||
Теория |
практика | ||||
I. Простейшие комбинаторные задачи. Правило умножения и дерево вариантов. Перестановки. (4 ч) (Приложение 1) | |||||
1 |
Правило умножения |
1 |
15 мин |
25 мин | |
2 |
Дерево вариантов, перестановки |
1 |
10 мин |
30 мин | |
3 |
Перестановки |
1 |
10 мин |
30 мин | |
4 |
Обобщение знаний, закрепление пройденного |
1 |
10 |
30 | |
III.Выбор нескольких элементов. Сочетания (6 ч) (Приложение 1) | |||||
1 |
Выбор двух элементов |
1 |
10 |
30 | |
2 |
Число |
1 |
15 мин |
25 мин | |
3 |
Выбор трёх и более элементов |
1 |
10 мин |
30 мин | |
4 |
Обобщение знаний, закрепление пройденного материала |
1 |
10 мин |
30 мин | |
6 |
Зачетное занятие |
2 |
- |
40 мин | |
IV.IV. Случайные события и их вероятности (6 ч) V.(Приложение 1) | |||||
1 |
Виды событий |
1 |
20 мин |
20 мин | |
2 |
Классическое определение вероятности |
1 |
15 мин |
25 мин | |
3 |
Вероятность противоположного события |
1 |
15 мин |
25 мин | |
4 |
Вероятность суммы несовместных событий |
1 |
15 мин |
40 мин | |
5 |
Обобщение знаний, закрепление пройденного материала |
1 |
10 мин |
30 мин | |
6 |
Зачетное занятие |
1 |
- |
40 мин | |
Образование, педагогика, воспитание:
Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках
окружающего мира
Большие возможности для развития умения применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи дает курс «Окружающий мир» по программе «Начальная школа XXI века». Н.Ф. Виноградова обращает внимание на то, что наличие знаний, усвоение какой-либо информации является существе ...
Обобщение экспериментальных
данных по исследуемой проблеме
Теперь перейдем к анализу звукопроизношением детей экспериментальной группы. В данной работе неоднократно подчеркивалась мысль, что внятность произношения детей с нарушенным слухом во многом зависит от качества произношения звуков. Известно, что в речи детей с нарушенным слухом могут быть различные ...
Учебные кинофильмы на уроках
Учебное кино – самое популярное из всех технических средств обучения, применяемое в рамках видеометода. Учебное кино можно с успехом включать в урок в тех случаях, когда необходимо: показать (или смоделировать) явления и процессы (реже предметы), увидеть которые невозможно вообще или без особой тех ...