Золотая педагогика

Проблема отбора содержания экспериментальных уроков

Другое о педагогике » Изучение исторических персоналий на уроках истории в 8 классе » Проблема отбора содержания экспериментальных уроков

Страница 4

Фредерик Цезарь Лагарп, швейцарский дворянин, приехал в Россию на ловлю счастья и чинов с рекомендацией Ф. Гримма. Он был представлен Екатерине, которая тогда как раз присматривала учителей для господина Александра, и поразил ее культурой эрудицией, педагогическим даром. Правда, Лагарп не скрыл от императрицы своих республиканских убеждений. Но тем самым лишь подчеркнул в ее глазах те свои качества (прямоту, честность), которых так недоставало при царском дворе и которые Екатерина хотела бы привить внуку. Разумеется, она и не помышляла делать Александра республиканцем, но ей хотелось, чтобы внук был честен, благороден, эрудирован, интересовался бы не только охранительными, но и либеральными идеями, подобно тому, как ее, самодержавную владычицу интересовало общение с просветителями Д. Дидро и Ф. Вольтером. К тому же Екатерина полагала, что воздействие Лагарпа на Александра будут корректировать и ограничивать другие, ортодоксальные «кавалеры» - генералы Салтыков да Протасов, духовник Самборский, а также преподаватель светских наук:

словесности и русской истории - гвардейский офицер, эрудит и полиглот Михаил Никитич Муравьев, естествознания - академик Петр Симон Паллас и др. В числе новых «кавалеров» оказался и отец еще трех декабристов Иван Матвеевич Муравьев, который станет именоваться «Муравьевым Апостолом» уже с дозволения Александра 1.

Жизнь показала, что великая Екатерина во многом просчиталась. Лагарп действительно начал внушать Александру идеи свободы и равенства, что с 1789 г., когда грянула Французская революция выглядело при царском дворе крамолой. Александр же, отчасти по логике парадокса «запретный плод сладок» воспринимал лагарповские идеи упоенно и с детской открытостью, привязался к своему воспитателю - умному, доброму тактичному и совсем особенному, не похожему ни на кого из тех, кто окружал великого князя. Кавалеры Александра встревожились и начали строить против Лагарпа козни. Была перехвачена его переписка с двоюродным братом, генералом Французской республики Амедеем Франсуа Лагарпом - другом и соратником Наполеона Бонапарта по итальянской кампании 1796 г. Тогда тот Лагарп еще не был знаком с Бонапартом, но уже проявил себя как революционер, якобинец, что в глазах екатерининского двора означало: злодей. Екатерина, хоть и не сразу, прислушалась к обвинениям своего Лагарпа в родстве и дружбе с явным злодеем и весной 1795 г., на двенадцатом году его службы при ее любимом внуке в качестве воспитателя, уволила его. 9 мая 1795г. Фредерик Цезарь Лагарп уехал из России - как потом окажется, не навсегда.

17-летний Александр, прощаясь с Лагарпом, подарил ему свой портрет, украшенный алмазами, и приложил к портрету записку, где говорилось: «Прощайте, лучший мой друг. Обязан вам всем, кроме жизни». Этому мнению о своем любимом наставнике Александр останется верен и в зрелые годы, не единожды высказав его разным людям: 16 января 1808 г. он напишет самому Лагарпу: «Я вам обязан тем немногим, что я знаю»; в 1811 г. скажет о нем графу М.А. Огинскому: «я всем ему обязан»; в 1814 г. представит Лагарпа прусскому королю с такими словами: «Всем, что я знаю, и всем, что, быть может, во мне есть хорошего, я обязан г. Лагарпу»; а в 1815 г. удивит своего адъютанта А.Я. Михайловского-Данилевского сокровенным признанием: «Если б не было Лагарпа, то не было бы и Александра».

Это надо учитывать, когда заходит речь о влиянии на Александра других воспитателей и, главное, о том, каков был результат их влияний. Салтыков и Протасов отвергали республиканскую ересь Лагарпа, но не могли противопоставить ей столь же цельную систему охранительных взглядов, отчасти из-за отсутствия у них таковой, а частью потому, что были поглощены каждый своим делом — Протасов следил за поведением великого князя, а Салтыков учил Александра ладить и с бабкой, и с отцом, ненавидевшими друг друга. Законоучитель Самборский больше занимался садоводством, чем богословием (именно он распланировал дивный Царскосельский сад). Что же касается светских учителей, то они были слишком заняты своими предметами, причем иные из них, как, например, оба Муравьевых, идейно либеральничали. В результате нейтрализовать влияние Лагарпа на ум Александра никому не удалось. Зато чувства великого князя были заметно деформированы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Образование, педагогика, воспитание:

Методика формирования морфологического строя речи
Ученые-методисты рекомендуют учителям проводить работу над закреплением грамматических моделей систематически, на каждом уроке и обязательно включать в домашние задания во всех классах. Изучение грамматических форм чаще всего выделяется, как самостоятельная часть урока, но в некоторых случаях может ...

Живописные задачи при работе акварелью на уроке изобразительно искусства
Огромное значение при работе красками имеет развитое чувство цвета, умение видеть не только тональные, но и цветовые отношения. В живописи передаются все цветовые различия, учитывая и разницу цветов по светлоте. Переходы от насыщенного цвета к белому имеют множество промежуточных оттенков. Так, кра ...

Формы и методы обучения информатике в начальной школе
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в начальной школе является урок. Школьный урок образует основу классно-урочной системы обучения, характерными признаками которой являются: · Постоянный состав учебных групп учащихся. · Определённое расписание уче ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru