Ответы на последний вопрос связаны с предыдущим. Учителя говорили, что интерес к историческим личностям возникает, если материал яркий, содержательный, эмоциональный.
Беседы с педагогами были посвящены актуальности и значимости изучения жизнедеятельности исторических личностей на уроках истории в восьмом и других классах. Выяснено, что, несмотря на требования государственного стандарта об образовании, изучению персоналий уделяется мало времени. Указывалось на ряд сложностей встающих перед школой в данном вопросе: отсутствие необходимой литературы, трудности с отбором материала, нехватка времени на уроках.
Во время эксперимента было проведено анкетирование учащихся городских и сельских школ Суджанского района. Детям были предложены следующие вопросы:
1. Рассказывает ли вам учитель об исторических личностях на уроках истории?
2. Нравится ли вам узнавать об интересных фактах жизни известных деятелей прошлого?
3. Какие подробности вас больше всего интересуют?
4. Хотели бы вы на уроках больше времени уделять изучению личностей?
На первый вопрос анкеты учащиеся ответили так: « Да, учитель рассказывает об исторических личностях на уроках».
Ответы на второй вопрос показали: 75% учащихся нравится узнавать о жизни деятелей прошлого; 25 % - не нравится.
И как продолжение следует ответ на третий вопрос анкеты, из которых видно, что детям нравится узнавать о детстве, воспитании известных личностей, об их личной жизни, их привычках, характере. Меньше их интересует политическая и общественная жизнь, так как об этом достаточно информации в учебнике.
Учащимся восьмых классов предлагалось написать мини-сочинение на тему: «Мой знакомый царь (министр, политик, художник и т.п.)», где предлагалось рассказать об одном деятеле прошлого как о друге, т.е. дать описание внешности, характера, повседневной деятельности, назвать интересные моменты жизни.
После проверки работ можно было сделать некоторые выводы. Учащиеся, успешно занимающиеся на уроках истории, читающие дополнительную литературу, имеют лучшее представление о жизни и деятельности выбранных героев сочинения. Те же, кто невнимателен на уроках, не занимается самообразованием, имеют поверхностное представление о данном материале, они смогли осветить лишь те стороны жизни «знакомого», о которых говориться в учебнике. Но в то же время многие учащиеся любят кинофильмы о знаменитых личностях разных исторических эпох («Нерон», «Александр», «Наполеон», «Россия молодая», «Демидовы» и др.). А это свидетельствует о том, что учебники истории дают недостаточный материал по данной проблематике.
Анализ результатов бесед, анкетирования, творческого задания, опроса учителей и учащихся показал, что интерес к изучению жизни и деятельности исторических персоналий есть и немалый. Но поддерживать его трудно вследствие уже названных причин.
Таким образом, педагогическое наблюдение, анализ учебников и программ привели к выводу о том, что необходима разработка специальной методики преподавания материала, касающегося изучения исторических личностей.
Образование, педагогика, воспитание:
Генезис стиля
Предпосылки существования объективированных стилей создаются в процессе развития деятельности, отчуждения ее результатов, продуктов, средств от производителя. Условным началом формирования индивидуального стиля можно считать вступление субъекта в деятельность. Сразу же, еще до сколько-нибудь полног ...
Стиль и результат
Связи стиля и результата сложны и многообразны. Результат зависит от индивидуальных особенностей субъектов, от адекватности индивидуального стиля, его соответствия индивидуальности человека и соответствия стиля условиям и задачам деятельности. Результат зависит от структурированности деятельности с ...
Функции и средства педагогического общения
Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности. Эти функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве, но для р ...