Золотая педагогика

Образные представления о персоналиях в учебнике истории России 8 класса

Другое о педагогике » Изучение исторических персоналий на уроках истории в 8 классе » Образные представления о персоналиях в учебнике истории России 8 класса

Страница 6

Цель первого этапа состояла в изучении персоналий по источникам и отборе содержания для дальнейшей работы.

Были изучены и проанализированы следующие произведения:

- Архангельский А.Н. «Александр 1»;

- Ключевский В.О. «Русская история»;

- Манфред А.З. «Наполеон Бонапарт»;

- Тарле Е.В. «Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год»;

- Тарле Е.В. «1812 год. Избранные произведения»;

- Троицкий Н.А. «Александр и Наполеон»;

- Троицкий Н.А. «1812. Великий год России»;

- Жилин П.А. «Михаил Илларионович Кутузов».

Во время второго этапа шло определение концептуальных подходов на основе анализа психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме исследования. Были изучены работы Щукиной Г.И., Ильина Н.И., Васильевой З.В., Сластёнина В.А., Вагина А.К., Студеникина М.Т., Мухиной В.С., а также публикации журналов «Преподавание истории в школе», приложения к газете «Первое сентября» «История».

Были проанализированы «Государственный образовательный стандарт по истории» и программа по истории для общеобразовательных школ, учебники по истории для 8 класса А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной (История России Х1Х в.) и А.Я. Юдовской (Новая история. 1800-1913 гг.).

В ходе этого этапа также проводились констатирующий и поисковый эксперименты. В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что в практике массового преподавания существует определённый интерес к вопросам изучения жизни и деятельности персоналий, как со стороны учителей, так и со стороны учащихся. Однако по ряду объективных и субъективных причин этот материал недостаточно освящается учителями истории. Также было выяснено, что и педагоги, и ученики хотели бы больше уделять внимание изучению исторических личностей, но в силу ряда сложностей методического и организационного характера осуществление этой идеи затруднено.

Целью поискового эксперимента являлась разработка вариативных заданий, определение различных методов и приёмов при изучении материала об исторических личностях на экспериментальных уроках. Учителям истории городских и сельских школ района были розданы дидактические материалы к урокам по теме «Россия в первой половине Х1Х в.». Также была разработана система вопросов и заданий различного уровня сложности, направленная на развитие воображения, на использование знаний из различных источников, на внимательность. Были предложены средства наглядности, а именно: иллюстрации, репродукции картин, портреты, сюжеты из видеофильмов.

Эффективность предложенных вариантов изучения деятельности персоналий определялась по результатам отсроченных срезовых работ, что позволяло определить наиболее оптимальные приёмы и методы изучения данной темы.

В ходе следующего этапа исследования осуществлялся формирующий эксперимент, целью которого была апробация разработанной экспериментальной методики по формированию представлений об исторических личностях.

Экспериментальная методика включала в себя 4 урока: «Два императора: начало пути», «Александр против Наполеона», «Отечественная война 1812 г.», «Агамемнон Европы».

Уроки были нетрадиционными по форме. Шла апробация предложенных методических приёмов: синхронизации, персонификации, ролевой игры, интегрированности. Учащимся предлагались задания различного уровня сложности, творческо-поисковые и т.д.

Дидактические материалы учителей включали в себя фрагменты из художественной литературы, портреты, репродукции, сценарий ролевой икры, видеосюжеты.

Были отобраны контрольный и экспериментальный классы, одинаковые по уровню успеваемости и психологическому климату в классе.

Апробация шла по двум направлениям:

1) материал даётся систематизировано, синхронно, с использованием дополнительных источников информации;

2) материал даётся в рамках учебника, эпизодически, без использования дополнительного материала.

На данном этапе эксперимента также были проведены срезовые работы, которые позволяли судить об эффективности предложенной методики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических ...

Типологический отбор исследуемых
Допустим, необходимо изучить эффективность нового метода развития силы. Для эксперимента потребуется сформировать две группы исследуемых, предположим, по 10 человек. Однако судить об эффективности нового метода позволительно будет только в том случае, если удастся уравнять исходные уровни развития ...

Фонетические факторы внятности
Наряду с общими требованиями к внятности и членораздельности, следует иметь в виду и ряд вытекающих из них частных требований, касающихся разных сторон фонетического оформления речи, а именно: голоса, фонетического облика слова (включая их фонематический состав, слоговый ритм, ударение, орфоэпию), ...

Навигация по сайту

© 2021 Copyright www.ecsir.ru