Золотая педагогика

Образные представления о персоналиях в учебнике истории России 8 класса

Другое о педагогике » Изучение исторических персоналий на уроках истории в 8 классе » Образные представления о персоналиях в учебнике истории России 8 класса

Страница 6

Цель первого этапа состояла в изучении персоналий по источникам и отборе содержания для дальнейшей работы.

Были изучены и проанализированы следующие произведения:

- Архангельский А.Н. «Александр 1»;

- Ключевский В.О. «Русская история»;

- Манфред А.З. «Наполеон Бонапарт»;

- Тарле Е.В. «Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год»;

- Тарле Е.В. «1812 год. Избранные произведения»;

- Троицкий Н.А. «Александр и Наполеон»;

- Троицкий Н.А. «1812. Великий год России»;

- Жилин П.А. «Михаил Илларионович Кутузов».

Во время второго этапа шло определение концептуальных подходов на основе анализа психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме исследования. Были изучены работы Щукиной Г.И., Ильина Н.И., Васильевой З.В., Сластёнина В.А., Вагина А.К., Студеникина М.Т., Мухиной В.С., а также публикации журналов «Преподавание истории в школе», приложения к газете «Первое сентября» «История».

Были проанализированы «Государственный образовательный стандарт по истории» и программа по истории для общеобразовательных школ, учебники по истории для 8 класса А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной (История России Х1Х в.) и А.Я. Юдовской (Новая история. 1800-1913 гг.).

В ходе этого этапа также проводились констатирующий и поисковый эксперименты. В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что в практике массового преподавания существует определённый интерес к вопросам изучения жизни и деятельности персоналий, как со стороны учителей, так и со стороны учащихся. Однако по ряду объективных и субъективных причин этот материал недостаточно освящается учителями истории. Также было выяснено, что и педагоги, и ученики хотели бы больше уделять внимание изучению исторических личностей, но в силу ряда сложностей методического и организационного характера осуществление этой идеи затруднено.

Целью поискового эксперимента являлась разработка вариативных заданий, определение различных методов и приёмов при изучении материала об исторических личностях на экспериментальных уроках. Учителям истории городских и сельских школ района были розданы дидактические материалы к урокам по теме «Россия в первой половине Х1Х в.». Также была разработана система вопросов и заданий различного уровня сложности, направленная на развитие воображения, на использование знаний из различных источников, на внимательность. Были предложены средства наглядности, а именно: иллюстрации, репродукции картин, портреты, сюжеты из видеофильмов.

Эффективность предложенных вариантов изучения деятельности персоналий определялась по результатам отсроченных срезовых работ, что позволяло определить наиболее оптимальные приёмы и методы изучения данной темы.

В ходе следующего этапа исследования осуществлялся формирующий эксперимент, целью которого была апробация разработанной экспериментальной методики по формированию представлений об исторических личностях.

Экспериментальная методика включала в себя 4 урока: «Два императора: начало пути», «Александр против Наполеона», «Отечественная война 1812 г.», «Агамемнон Европы».

Уроки были нетрадиционными по форме. Шла апробация предложенных методических приёмов: синхронизации, персонификации, ролевой игры, интегрированности. Учащимся предлагались задания различного уровня сложности, творческо-поисковые и т.д.

Дидактические материалы учителей включали в себя фрагменты из художественной литературы, портреты, репродукции, сценарий ролевой икры, видеосюжеты.

Были отобраны контрольный и экспериментальный классы, одинаковые по уровню успеваемости и психологическому климату в классе.

Апробация шла по двум направлениям:

1) материал даётся систематизировано, синхронно, с использованием дополнительных источников информации;

2) материал даётся в рамках учебника, эпизодически, без использования дополнительного материала.

На данном этапе эксперимента также были проведены срезовые работы, которые позволяли судить об эффективности предложенной методики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Анализ программ и технологий
Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание - неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой ...

Понятие интеграция; интегрированный урок
Интеграция - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Другое более точно и объёмно дано определение интеграции в работе Кульневича С.В., Лакоценина Т.Т. Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учеб ...

Методика освоения способов словообразования
Исследование грамматического строя речи учащихся включает изучение следующих умений школьников: словообразование существительных, прилагательных и глаголов, употребление падежей, категории числа существительных, овладение согласованием разных частей речи, а также умения употреблять простые и сложны ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru