Обычно характеристика исторического деятеля занимает незначительную часть урока. Исключение представляют образы немногих великих людей, деятельность которых раскрывается на ряде уроков и даже тем.
Важно показать учащимся, что решение исторических задач в любой области человеческой деятельности - в политической, военной, научной, технической - было результатом не одиночных усилий отдельных людей, а плодом деятельности многих. Доступным материалом для такого вывода в курсе 7 класса лежит история Великих географических открытий. Развернем перед учащимися карту Великие географические открытия. Рассмотрев ее, нетрудно убедиться, что открытие Америки не было плодом усилий одного человека. Оно было подготовлено усовершенствованиями в кораблестроении, развитием картографии применением компаса и др. Не будь Колумба, Америка была б открыта, и при этом не позже 1497—1500 гг., ибо в 1497 г. Джон Кабот в поисках Индии западным путем открыл южную часть Лабрадора, а в 1600 г. корабли Педро Кабрала, держа путь Индию, пристали к берегам Бразилии. Смелость и дерзновение Колумба ускорили открытие Америки лишь на 6—8 лет. И всё же в ряду коллективных усилий мореплавателей ХУ в. Колумбу заслуженно принадлежит одно из первых мест. Точно так же мы показываем учащимся, что великие научные открытия и изобретения, сделанные отдельными учеными или изобретателями были, во-первых, подготовлены предшествующим развитием науки и техники и, во-вторых, являлись результатом труда и исканий многих людей, работавших над решением данной задачи. В подтеме «Начало промышленного переворота в Англии» выясняй предпосылки изобретений в промышленности (разделение труда и дифференциация рабочих инструментов в мануфактуре, развитие физики, механики, оптики), мы сообщим учащимся, что в Англии ХУIII в. не только возникла острая потребность в технических усовершенствованиях, особенно в хлопчатобумажной промышленности (потребности мирового рынка, конкуренция индийских тканей, погоня за прибылью), но имелись и кадры техников, способных решать эти задачи. Мы рассказываем учащимся об изобретении Харгривса и других достижениях не для заучивания, а для выработки представления о том, что технический переворот был результатом коллективных усилий многочисленных техников, изобретателей нередко безвестных рядовых рабочих, вносивших отдельные усовершенствования.
В 1784 г Джемс Уатт изобрел паровую машину. Но, кроме машины Уатта, имелись и другие паровые двигатели, созданные другими изобретателями. Модель Уатта оказалась наиболее удачной. Учащиеся сами обычно вспоминают о И. И. Ползунове. На примере этого человека, жившего в крепостной России, мы показываем, какое значение для судьбы изобретения, для его применения на практике имеют общественные условия.
Во всех случаях, когда это возможно, великие деяния должны быть показаны в окружении их соратников или людей, действовавших в той же области, боровшихся за те же цели. Для того чтобы убедительно показать учащимся, что преобразования начала ХУIII в. в России не были и не могли быть плодом деятельности одной личности, даже столь энергичной, как Петр 1, мы покажем группу соратников, слегка наметив их индивидуальные черты, и дадим характеристику «птенцов гнезда Петрова».
Показ выдающихся исторических деятелей в кругу соратников облегчает их классовую характеристику, а также создание у учащихся правильной перспективы в оценке роли выдающихся деятелей. Одно дело, показать на уроках об Отечественной войне 1812 г. только фигуру Кутузова, лишь в общей форме сказав о героизме русских солдат и партизан, и другое - показать М. И. Кутузова в кругу соратников П. И. Багратиона, М. В. Барклая-де-Толли, Д. С. Дохтурова, Н.Н. Раевского, братьев Тучковых, охарактеризовав каждого из них пусть немногими, но сильными чертами, а наряду с ними, создать у учащихся образы партизан — солдата Ермолая Четвертакова, офицера Дениса Давыдова, крестьянки Василисы Кожиной. Тогда убедительнее будут выводы о массовом сопротивлении русского народа нашествию французов как о решающей причине их поражения, о том, что сила Кутузова как полководца заключалась не только в его личных талантах, но в понимании им народного характера войны, в том, что он имел возможность опереться на плеяду талантливых офицеров, на героизм солдат и партизан.
Образование, педагогика, воспитание:
Формирование гражданской активности у учащихся школы надо много обучения
Несмотря на то, что ученики ШНО в наибольшей степени нуждаются в формировании гражданской активности, этому не уделяется никого внимания со стороны государства. Целью проведённых мной уроков, является повышение уровня гражданской активности у учеников ШНО. Без практической работы с учениками ШНО фо ...
Психологическая характеристика старшеклассника
Особенность этого возраста в том, что "начинается" он с изменения социальной ситуации развития. Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С.Холл, который указал на противоречивость поведения. Как уже отмечалось, что ...
Организация двигательной активности дошкольников
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего орга ...