Золотая педагогика

Влияние ИЗО искусства на формирование полноценности речи

Страница 2

Одним из важнейших условий речевого развития детей является специально созданная (так называемая «искусственная») речевая среда. На уроках развития речи с элементами ИЗО ее компонентом становится, во-первых, особая, не вполне типичная для начальной школы организация учебного пространства, предполагающая ограниченное количество детей (от 7 до 15), тренинговое расположение учащихся (они сидят полукругом на стульях или подушечках перед экраном, на котором демонстрируется слайд), создание непринужденной, эмоционально благоприятной атмосферы, безоценочное принятие любого высказывания каждого ребенка, что в целом способствует возникновению субъект-субъектных отношений между учителем и учащимся, соответствующих принципу ненасильственной коммуникации. Во-вторых, восприятие произведений изобразительного искусства осуществляется на основе слайдов или больших репродукций, когда дети видят одно и то же, когда их взгляды устремлены в одном направлении. Такая работа, в отличие от рассматривания небольших репродукций каждым ребенком, объединяет детей, класс, создает, если воспользоваться словами М. А. Рыбниковой, «рабочее единство». Кроме того, рассмотрение произведений изобразительного искусства имеет специально продуманную последовательность.

В-третьих, организация фасилитированной дискуссии представляет собой коллективное обсуждение произведения изобразительного искусства, опирающееся на четкую стратегию вопросов, задаваемых учителем детям в соответствии с этапами развития художественного восприятия и визуального мышления. Такая дискуссия позволяет младшим школьникам овладевать первоначальными умениями высказывать свои суждения и обосновывать их, уважительно и внимательно относиться к мнению других детей, сопоставляя их суждения с собственными.

В-четвертых, особая техника парафраза, когда учитель после высказывания каждого ребенка передает его мысль, но не буквально, а конкретизируя и уточняя ее, уводит от «зацикливания» на отдельных деталях картины, способствует вербализации художественного образа. Для грамотного построения парафраза педагог должен не только правильно улавливать смысл высказывания, но и определять, какого типа мысль была высказана: простое наблюдение, уточнение, ассоциация, сравнение, эмоция, размышление и др. Каждому типу высказывания при парафразе соответствуют определенные глаголы, которые должны отражать суть высказывания (видит, обращает внимание, почувствовал, кажется странным, заметил, решил, создается впечатление, удивился, предполагает, вспомнил, думает, сравнивает и т. д.).

Особым видом парафраза является линкинг, представляющий собой обобщение всех высказываний учащихся при обсуждении одного слайда. Линкинг не должен содержать каких-либо оценочных суждений. Чаще всего перечисляются те детали картины, о которых говорили дети в своих высказываниях, указывается на наличие различных версий относительно тех или иных деталей картины. Заканчивается линкинг, как правило, указанием на многозначность восприятия одного и того же произведения искусства разными людьми («Сколько людей — столько мнений»).

Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правильным произношением, в языке передается не только логическое содержание, но и эстетическое впечатление. Обучаясь языку, дети должны все яснее представлять себе, что грамматика нужна не только для того, чтобы грамотно писать, а что грамматические явления, отражая закономерности языка, присутствуют в художественных произведениях, произведениях народного творчества, в статьях, что писатель пользуется ими как средствами изобразительности.

Реализации взаимосвязи развития речи и художественного творчества детей служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства искусства слова и особое качество словесного образа яснее предстанут перед младшими школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение таких понятий, как образ и образность, тема, идея, композиция, стиль сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний, приобретенных на уроках изобразительного искусства, в процессе индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с искусством.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Дидактико-методические основы обучения иноязычному чтению в условиях общеобразовательных школ
Прежде всего отметим, что содержание обучения иноязычному самостоятельному чтению должно отличаться мотивационно-побудительной направленностью, информативностью, высокой образовательной ценностью, аутентичностью, информационной и языковой доступностью. Воспитательно-образовательно-развивающий эффек ...

Методологические основы эмпирического исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей
Исследование проводилось в период с октября 2009г. по апрель 2010 г. на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Курска. В исследовании приняло участие 23 семьи (общее количество человек 69 человек). В исследовании использовались следующие методики. 1. Методика диагностики ...

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения
Конец XX столетия ознаменован целым комплексом глобальных изменений в социальной, экономической и духовной сферах общества, утратой ранее значимых ценностей и возникновением новых, формированием новой философии жизни. Человеческое сообщество захлестывает ускоряющийся динамизм социальных процессов, ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru