Золотая педагогика

Сущность понятия "одаренность"

Страница 1

В современной социально-педагогической литературе существует огромное количество определений понятия одаренность.

В толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова одаренность - талантливость, даровитость, та или иная степень ее.

Одаренный - человек с богатой природой, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями. Человек с богатым воображением. Очень талантливый, даровитый человек. Он очень одарен.

Б.М. Теплов определяет одаренность как своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в той или иной деятельности:

под способностями понимаются индивидуальные психологические особенности, отличающие одного от другого;

способностями называются не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности;

понятие способность не сводится к тем знаниям, умениям, навыкам, которые выработаны у данного человека.

Д.Б. Богоявленская рассматривает одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

По определению А.И. Доровского одаренность - это совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей .

В.С. Юркевич рассматривает одаренность как индивидуальное сочетание способностей, которое позволяет человеку в совершенстве за сравнительно короткое время овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения деятельности.

Произнося словосочетание "одаренные дети", мы подчеркиваем тем самым, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. Совсем иной аспект проблемы высвечивается при другом словосочетании - "детская одаренность", здесь проявляется принципиально иная психолого-педагогическая проблема, где одаренность предстает уже не как исключительность, а как потенциал, дар природы.

Ученые выделяют различные формы проявления одаренности, к ним относятся:

Социальная одаренность, ее называют лидерской, она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье.

Художественная (музыкальная, изобразительная, сценическая) одаренность изучена больше всего.

Психомоторная одаренность представляет собой исключительно спортивные способности.

Академическая одаренность проявляется в необычных способностях учиться, что сопутствует отличной специализации в будущем.

Интеллектуальная одаренность - это способность анализировать, сопоставлять факты, мыслить. В семье это умник или умница, в школе это отличник. Иногда такой ребенок учится на отлично только по одному - двум предметам, и не успевает по остальным.

Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Но до достижения поставленной цели, как правило, не дотягивают и слывут "неудачниками". Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Необходимо вовремя заметить и помочь такому ребенку.

Но, как показывает Ю.В. Василькова, существует и скрытая одаренность, к этой категории относятся:

Фанатики - дети, увлеченные каким-то одним делом. В последнее время появилось много компьютерных фанатиков, для которых школа является помехой.

Лентяи - впитывают любую информацию, но не хотят применять ее на деле.

Скромники - дети с заниженной самооценкой, стремятся не демонстрировать себя.

Невротики или психопаты, которые постоянно конфликтуют в семье и с окружающими их людьми.

Чудаки или странные - это спокойные мягкие дети, которым чужды любые конфликты.

Важно, чтобы об этой скрытой одаренности знали в семье, так как этим детям нужна помощь взрослых, родителей, социальных педагогов, воспитателей.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Подготовка и проведение учебно-воспитательного занятия с применением видеометода
При подготовке к уроку или внеклассному мероприятию, на котором будут применяться технические средства обучения необходимо, прежде всего, ознакомиться с 1) санитарно-гигиеническими требованиями к организации учебно-воспитательного процесса с использованием в нём электронной техники, и 2) действующе ...

Медико-педагогический контроль
Кроме работы по оказанию помощи педагогам, родителям, необходимо помнить и о функциях контроля за санитарно-гигиеническим состоянием мест пребывания детей, физической подготовленностью, уровнем физического, интеллектуального, эмоционально-нравственного развития. Для этого в дошкольном учреждении ор ...

Жанровая типология церковной музыки православного обряда
Главная цель литургических жанров – выразить видимыми и слышимыми средствами невидимое и неслышимое. Они указывают на ту Божественную реальность, которая присутствует в центральном христианском таинстве – Евхаристии. С помощью богослужебных жанров эта реальность является людям, а они, в свою очеред ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru