Золотая педагогика

Сущность понятия "одаренность"

Страница 2

Одаренность определяется, как правило, тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим познавательным развитием, психологическим развитием и физическими данными.

Опережающее познавательное развитие проявляется уже на раннем этапе жизни. Еще в трехлетнем возрасте одаренные дети с легкостью могут следить одновременно за двумя или более происходящими вокруг событиями. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире, такие дети очень любопытны, обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении, владеют необычайной внимательностью.

Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями, отсюда исходит любовь к коллекционированию.

Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы, чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному ребенку.

Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе, так как большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с "низким порогом отключения", то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ.

Однако в силу небольшого жизненного опыта одаренные дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться самостоятельно. В данном случае необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Говоря о физическом развитии можно отметить, что существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый - это тощий, маленький, бледный "ботаник" в очках. Другой же говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Но если расширить диапазон определения, для того чтобы включить все разнообразие одаренности и избежать социальных и культурных предубеждений стандартного тестирования, можно увидеть, что физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети.

Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между визуальным восприятием и механическим движением гораздо более связан с возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать или клеить может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, а писать может быть сложнее, чем читать или говорить. Такая неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка.

Замечено, что талантливых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна.

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие характеристики:

Развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано.

Широкая система личных ценностей: устанавливают высокие требования к себе и окружающим и быстро откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Яркое воображение. Все дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут различить реальность и фантазию, однако у одаренных детей это выражено особенно ярко, они настолько развивают и раскрашивают свои фантазии, что буквально сживаются с ними. Такое воображение рождает несуществующих друзей, желанных братика или сестренку, яркую, фантастическую жизнь. Уже, будучи взрослыми людьми многие из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход. Нет различия между реальностью и фантазией.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Особенности работы по психофизическому развитию детей в ДОУ
Психофизическое развитие и здоровье детей занимает важное место в работе ДОУ. Цель данного направления: содействовать сохранности психоэмоционального и физического здоровья детей. Достигается данная цель путем решения следующих задач: 1. Оздоровительные задачи (охрана и укрепление здоровья, закалив ...

Кабинеты гуманитарных дисциплин
В кабинетах гуманитарных дисциплин в современной школе необходим хотя бы один мультимедийный компьютер, а также проектор, экран, оверхед-проектор, слайд-проектор, видеоплеер, телевизор и музыкальный центр. А также комплекты видеофильмов, аудиокассет и программного обеспечения, портреты великих писа ...

Опытно-экспериментальная работа по обучению самостоятельному чтению иноязычных художественных текстов учащихся старших классов
Разработанная нами научно-обоснованная модель обучения учащихся самостоятельному чтению художественных текстов лингвострановедческого содержания была апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы в 10 классе школы №.28 Основная цель - проверка выдвинутой гипотезы исследования и определение ст ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru