Золотая педагогика

Сущность понятия "одаренность"

Страница 2

Одаренность определяется, как правило, тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим познавательным развитием, психологическим развитием и физическими данными.

Опережающее познавательное развитие проявляется уже на раннем этапе жизни. Еще в трехлетнем возрасте одаренные дети с легкостью могут следить одновременно за двумя или более происходящими вокруг событиями. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире, такие дети очень любопытны, обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении, владеют необычайной внимательностью.

Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями, отсюда исходит любовь к коллекционированию.

Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы, чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному ребенку.

Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе, так как большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с "низким порогом отключения", то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ.

Однако в силу небольшого жизненного опыта одаренные дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться самостоятельно. В данном случае необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Говоря о физическом развитии можно отметить, что существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый - это тощий, маленький, бледный "ботаник" в очках. Другой же говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Но если расширить диапазон определения, для того чтобы включить все разнообразие одаренности и избежать социальных и культурных предубеждений стандартного тестирования, можно увидеть, что физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети.

Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между визуальным восприятием и механическим движением гораздо более связан с возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать или клеить может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, а писать может быть сложнее, чем читать или говорить. Такая неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка.

Замечено, что талантливых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна.

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие характеристики:

Развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано.

Широкая система личных ценностей: устанавливают высокие требования к себе и окружающим и быстро откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Яркое воображение. Все дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут различить реальность и фантазию, однако у одаренных детей это выражено особенно ярко, они настолько развивают и раскрашивают свои фантазии, что буквально сживаются с ними. Такое воображение рождает несуществующих друзей, желанных братика или сестренку, яркую, фантастическую жизнь. Уже, будучи взрослыми людьми многие из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход. Нет различия между реальностью и фантазией.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Понятие педагогической технологии
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление з ...

Основные принципы преподавания происхождения сущности государства и права в современной школе
Принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания. Общеизвестно, что наряду с функциями регулирования общественных отношений право выполняет воспитатель ...

Анализ результатов исследования особенностей звукопроизношения
На первом этапе нашего исследования мы провели исследование звукопроизношения. Анализируя полученные данные по исследованию звукопроизношения, мы выявили, что у детей экспериментальной группы нарушено звукопроизношение у всех детей (100%). Все данные о дефектах произношения мы поместили в таблицу. ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru