Золотая педагогика

Методика освоения способов словообразования

Страница 2

Задание «Лучший троечник»

Перед вами фраза из очень известного произведения одного великого русского писателя. В ней сделана купюра (иначе не получилось бы задачи):

«…Кирюха… на весь округ считался лучшим троечником».

Как это можно быть лучшим троечником?

Ответ становится ясен из полного текста фразы, взятой из повести А.П. Чехова «Степь»:

«Кирюха жил в кучерах у хороших людей и на весь округ считался лучшим троечником.»

Этого значения слова «троечник» уже нет в современном языке. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова оно не указано. Но в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова и в обоих академических словарях (17- и 4- томном) оно есть. Это – «извозчик, ямщик, ездящий на тройке».

Методические рекомендации: предлагая ученикам это, по сути, несложное задание, необходимо обратиться к их читательскому опыту, напомнить о ранее изученных произведениях художественной литературы. Именно благодаря задачам такого типа на практике реализуется идея взаимодействия уроков литературы и русского языка. Для учителя здесь важно указать ребятам верное русло рассуждения.

С данным заданием все участники экспериментальной группы справились хорошо. Наиболее полный и точный ответ дали 6 человек, хорошие ответы были у 10 человек, 5 человек ответили удовлетворительно, 1 человек не справился с заданием.

Оценка «5» - 27%;

«4» - 45 %;

«3» - 23%;

«2» - 5 %.

Задание «Сложные числительные»

Даны сложные числительные, встречающиеся рукописях и былинах XII - XVII веков: полтретьяста – 250; полшестадесять – 55; полпята – 4,5.

Какие количества передавались числительными полшестаста и полтретьядесять?

Есть ли ситуации, в которых мы используем ту же логику обозначения количества в современном русском языке?

Есть ли современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?

Ответ:

550, 25.

Обозначение времени, типа «полседьмого», «четверть третьего».

Полтора ß *полвтора, полтораста ß * полвтораста.

Методические примечания: с заданием справились абсолютно все ученики. Отличный результат у 12 человек, хороший у 8, удовлетворительный – у 2 человек.

Оценка «5» - 55 %;

«4» - 36%;

«3» - 9 %;

«2» - 0%.

В ходе нашей работы над изучением процесса обучения русскому языку, созданием системы специальных упражнений, при анализе теоретической литературы по лингвистике, психологии и методике мы убедились в актуальности нашей работы. Мы поняли, что несмотря на давно назревшую очевидную необходимость развития именно речевых, коммуникативных навыков у школьников, эта потребность современным образованием удовлетворяется не в полной мере.

Этому можно найти множество причин: от общего низкого уровня культуры, начитанности и эрудиции учеников и неправильно, не по приоритетам распределенного Госстандартом программного времени до нерационально организованных учителями уроков русского языка. Налицо недостаточное развитие грамматического строя речи учащихся. У современных школьников заметен явный крен в сторону лингвистической и языковой компетенции, а вот коммуникативная развита чрезвычайно слабо. Это при том, что современное общество предъявляет повышенные требования именно к контактной валентности человека и его способности свободно ориентироваться в коммуникационном пространстве, а не к качеству теоретических знаний о языке.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Архитектурные памятники Уфы
В 19 века наблюдалось рост населения и как следствие расширение территории города. Этому поспособствовало превращение Уфы в крупный транспортный узел, а также развитие капиталистической промышленности. Город разрастался в двух направлениях: с юга на север и с востока на запад. Домовладения в Уфе со ...

Социально-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений
Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия. Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми н ...

Структура и классификация современного урока истории
Под структурой урока понимается сочетание определенных звеньев процесса обучения, обусловленное дидактической целью занятия и реализованное в конкретном типе урока. Структурные компоненты урока охарактеризованы ниже в порядке их использования в учебном процессе: 1. Организационный момент складывает ...

Навигация по сайту

© 2021 Copyright www.ecsir.ru