1. Полнота (или объем знаний) — многообразие объектов и сторон познаваемого объекта.
2. Существенность знаний — выделение существенного в объекте.
3. Обобщенность знаний — выявление сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса (отражается в обобщенных представлениях, элементарных понятиях).
4. Системность знаний — познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.
В процессе констатирующего эксперимента на основе обследования, которое проводилось в индивидуальном порядке, было выявлены несколько уровней сформированности географических представлений:
1 — Узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.
2 — Нарастание знаний о некоторых сторонах познаваемых объектов. Вычленение признаков рядоположения. Отсутствуют знания об объективно существенных сторонах.
3 — Нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов.
4 — Установление закономерных связей объектов, появление обобщений (видовых, родовых) на основе известных существенных особенностей объектов. Появление обобщенности знаний.
5 — Системные знания. Освоенные закономерности распространяются на познание объектов окружающей действительности.
Результаты констатирующего эксперимента приведены в Приложении 1. Таблице 1, Таблице 2. Проанализировав результаты констатирующего эксперимента можно сказать, что наиболее сформированны у детей подготовительной группы представления о сезонных явлениях, но и здесь нет системных знаний, недостаточно установлены связи между климатом, ландшафтом местности и погодой. В основном знания находятся на втором – третьем уровне. Знания о географическом расположении, рельефе, охране природы еще более разрозненны и бессистемны. В выделении общих признаков многие дети испытывают затруднение.
Для активизации интереса к географии и формирования географических представлений у дошкольника был проведен ряд занятий краеведческой тематики, конспект одного из занятий см. Приложение 2.
Примерный перечень занятий по формированию географических представлений на основе краеведческих знаний
Название занятия |
Содержание занятия |
Цель занятия |
Что такое география |
Предмет науки география |
Выяснить, почему важна география. Сформировать основные географические понятия. Активизировать словарь дошкольника. |
Географическое расположение объекта. Карта Кемеровской области |
1.Понятие географического расположения объекта. 2.Просмотр глобуса, карты мира, карты России, карты или атласа Кемеровской области 3.Основные объекты, отраженные в атласе Кемеровской области. |
Познакомить детей с глобусом, другими способами наглядного представления географических объектов. Найти на карте России Кемеровскую область, выяснить какие области ее окружают. |
Рельеф и полезные ископаемые |
1. Виды рельефа. 2.Рельеф Кемеровской области 3.Полезные ископаемые Кемеровской области |
Активизировать словарь понятиями горы, равнины, котловины. Выявить основной рельеф Кемеровской области, каким образом он обозначается на атласе области. Выяснить какие полезные ископаемые находятся на территории нашей области, для чего они используются. Знать, как обозначается на карте месторождения угля, железной руды, гранита и т.д. |
Водный бассейн Кузбасса |
Внутренний бассейн области |
Познакомить детей с наиболее крупными реками области. Знать, как определить течение и скорость реки. Знать, чем отличаются друг от друга различные водоемы: ручьи, родники, реки, озера. |
Погода и климат области |
1. Понятия "погода" и "климат" 2. Основные характеристики, влияющие на погоду и климат Кемеровской области. 3. Признаки погоды. |
Выявить отличия понятий "климат" и "погода". Познакомить детей с основными показателями климата (температура, осадки, ветер), а также выявить факторы, воздействующие на климат местности. Выявить особенности климата Кемеровской области. Знать основные признаки наступления улучшения и ухудшения погоды. |
Почва Кемеровской области |
1. Понятие о почве. 2.Состав и влажность почвы. 3. Почва Кемеровской области. |
Знать определение понятия "почва", как образуется почва Земли. Знать, каким образом можно определить состав и влажность почвы. Познакомить детей с основными типами почв, характерными для Кемеровской области. |
Ландшафт местности и охрана природы |
1. Понятие "ландшафта местности". 2. Компоненты ландшафта. 3.Особенности ландшафта Кемеровской области. 4.Влияние человека на ландшафт Кемеровской области. |
Дать детям понятие ландшафта местности. Познакомить как основные компоненты ландшафта: рельеф, климат, почвы, воды, влияют на изменение ландшафта местности. Выявить особенности ландшафта Кемеровской области. Познакомить детей с понятием "культурный ландшафт", выявить положительное и отрицательное влияние человека на ландшафт нашей области. Познакомить детей с тем, каким образом в нашей области происходит защита окружающей среды. |
Население области |
1.Понятие "коренные народы". 2.Традиционные занятия народов области и художественная культура |
Познакомить детей с народностями, населяющими Кемеровскую область, с их бытом и культурой. На карте или атласе найти места компактного проживания и территории традиционного природопользования шорцев, телеутов, сибирских татар, калмыков. Активизировать словарь. |
Образование, педагогика, воспитание:
Методы
и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей
младшего дошкольного возраста
В центре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения находится ребёнок. По отношению к нему, как объекту воспитания, воспитатель выступает субъектом воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов воспитания. Методы воспитания - это способы пе ...
Система методов проблемно-развивающего обучения
В этой системе методы обучения группируются по нескольким основаниям: по уровню проблемности; по видам деятельности учителя (методы изложения преподавателя - монологическое, показательное, диалогическое; методы организации самостоятельной учебной деятельности учащихся - эвристический, исследователь ...
Дидактические
возможности компьютерной инструментальной среды ЛогоМиры
«Лого – инструмент для познания и развития собственного мышления, и в этом отличие этой среды от систем программирования, ориентированных в первую очередь на обеспечение наиболее эффективного использования аппаратуры». Программная среда Лого (ЛогоМиры) была разработана и реализована под руководство ...