Золотая педагогика

Инновационный процесс и его особенности

Другое о педагогике » Суть инновационных процессов в России » Инновационный процесс и его особенности

Страница 1

Инновационный процесс в сфере образования - это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания.

Цель инновационного процесса в образовании - кардинальные изменения сложившихся традиционных элементов образовательной системы или их взаимосвязей и достижение нового качественного состояния системы.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований.

Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение.

В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“. Новация - - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Также следует разграничивать такие понятия, как “инновация“ и “реформа".

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие его основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике.

Особенность инновационного процесса - его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит нововведение:

1. Определение потребности в изменениях.

Инновационный процесс начинается с выявления необходимости изменений на каких-то участках образовательного процесса. Это становится результатом аналитической работы специализированных научных организаций, органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, педагогов. Известно много примеров, когда творческие учителя, будучи неудовлетворенными способами своей работы, создавали новшества, которые затем получали широкое распространение в практике образования.

2. Сбор информации и анализ ситуации.

3. Предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения.

Разработка способов решения проблем - проектирование новшеств может осуществляться как теми, кто выявил проблему, так и теми, кто возьмется за это по собственной инициативе или же по чьему-то заказу.

4. Принятие решения о внедрении (освоении).

Найденные новшества или новшества, информация о которых поступает из каких-то источников, прежде чем решится вопрос об их внедрении, должны пройти внутреннюю экспертизу. Далеко не всегда те из них, которые пригодны в одном учреждении, могут быть использованы в другом. Поэтому экспертиза, которая осуществляется в период создания новшества, и экспертиза на стадии его освоения имеют как общее, так и различное содержание.

Не все новшества, которые будут оценены положительно, могут оказаться совместимыми, а также может быть недостаточно сил и средств для их параллельного внедрения. Поэтому нужен проект желаемой образовательной системы школы и программа движения к нему, определяющая, какие новшества и в какой последовательности будут вводиться.

5. Собственно само внедрение, включая пробное использование новшества.

Разработанное новшество должно пройти экспериментальную апробацию, в результате которой в него могут быть внесены коррективы.

Прежде, чем новшество выйдет в стадию распространения, оно проходит экспертизу, т.е. оценку своего соответствия различным требованиям.

6. Распространение новшества.

Распространение новшества требует его тиражирования, а также доведения информации о нем до потенциальных пользователей. Распространению содействует наличие специальной инфраструктуры поддержки инновационных процессов. В нее входят различные консультационные службы, обучающие центры, эксперты, внедренческие центры и др.

Распространение новшества может идти успешнее или, наоборот, хуже, чем хотелось бы тем, кто этим занимается. Поэтому должны осуществляться анализ хода распространения новшества, выявляться факторы, мешающие распространению, и реализоваться меры по их устранению.

7. Институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Принцип юридической точности правовых знаний
Особенность преподавания права состоит в том, что при объяснении правовой информации учитель пользуется конструкциями и формулами закона, сложными для восприятия учеников, у которых абстрактное мышление еще недостаточно развито. Тем не менее, недопустимо изучение отраслевого права заменять общими р ...

Игры, развивающие силу голоса и темп речи
Воспитания звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения. Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп. Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или ...

Психологическая характеристика возрастных особенностей учащихся 7 классов
Учащихся 7 классов можно отнести к подростковому возрасту. «Этот возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания». Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития обществ ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru