Золотая педагогика

Профильное обучение

Страница 5

Из этого можно сделать два вывода. Первый прямо касается оснований для выделения набора профилей - профилирование непосредственно ориентированное на сферы профессиональной деятельности, не отвечает социальным установкам молодежи и их родителей. Второй - необходимо существенное усиление предпрофильного образования на заключительных этапах основной школы, работы по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению молодежи.

Третий из отмеченных вариантов выделения профилей, безусловно, перспективен, однако к настоящему времени вся система общего образования, включая комплекс ее методического обеспечения, построена на иных основаниях.

Следовательно, в реальной перспективе целесообразно избрать второй путь, а именно профилизацию на основе существующих предметов учебного плана. На это ориентирует нас и анализ мирового опыта, и реальные возможности государства и общества по финансовому, кадровому, материально-техническому , методическому обеспечению профилизации старшей школы.

При этом возможно предусмотреть ситуации, когда отдельная школа будет реализовывать не только содержание выбранного профиля, но предоставлять учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание других профилей. Такая возможность будет реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации различных образовательных учреждений (общеобразовательные школы, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования). Это позволит старшекласснику одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений НПО и СПО. Речь, таким образом, идет о целенаправленном создании сети школ, учреждений дополнительного образования, НПО и СПО, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.

Проектируя структуру профильной старшей школы, важно с самого начала избежать двух крайностей:

· "Дезинтегрирующая профилизация" - фактически, дезинтеграция старшей школы. Возможна в случае простого сокращения инвариантного компонента и механического перенесения высвобождающихся учебных часов в школьный компонент, без всякой спецификации и регламентации содержания; очевидно, этот подход никак не коррелирует с описанными выше принципами.

· "Унифицированная профилизация" - такая чрезмерно жесткая профилизация обучения может получиться в случае полной централизованной регламентации высвобождающейся части инвариантного компонента. В этом подходе весь профильный компонент структурируется по необходимому числу определяемых из центра профилей, вбирая в себя, по сути оставшуюся часть школьного компонента. Тем самым может получиться результат, обратный запланированному: вместо роста индивидуализации образования и увеличения возможностей выбора образовательное пространство старшей школы окажется полностью и жестко предопределенным.

Каждый из профилей отражается определенным устойчивым набором учебных предметов на базовом и профильном уровнях. Во-первых, это набор профильных ЕГЭ. Сейчас ведется работа по определению типовых наборов профильных ЕГЭ для вузов. Во-вторых, следует также иметь в виду, что по социологическим данным, около 27% старшеклассников намерены получить высшее техническое образование, примерно 40% - высшее гуманитарное, 14% ориентируется на среднее профессиональное образование. Школьники и их родители видят необходимость дополнить содержание образования информационными технологиями, иностранными языками, углубленным изучением отдельных предметов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Использование метода проектов при обучении информатике в начальной школе
Таким образом, раскрыв содержание понятий: «метод», «метод проектов», « проект», «учебная тема», «мышление», «младший школьный возраст» и выявив особенности метода проектов, мы пришли к выводу о том, что использование данного метода на уроках информатики способствует более эффективному усвоению уча ...

История Уфы в архитектуре
Мы все знаем, слышали и видели о сокровищах найденных в гробнице Тутанхамона, о терракотовых воинах, Венере Милосской, о скелетах мамонтов и других находках археологов обнаруженных в Египте, Китае, Якутии, Греции, Турции и так далее, но даже не представляем какие древности хранят наши земли. Сущест ...

Живописные задачи при работе акварелью на уроке изобразительно искусства
Огромное значение при работе красками имеет развитое чувство цвета, умение видеть не только тональные, но и цветовые отношения. В живописи передаются все цветовые различия, учитывая и разницу цветов по светлоте. Переходы от насыщенного цвета к белому имеют множество промежуточных оттенков. Так, кра ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru