Золотая педагогика

Классификация технических средств обучения

Страница 1

Комплекс технических средств, предлагаемых для использования в процессе обучения, год от года становится всё сложнее и многообразнее. От умения педагога эффективно использовать эти средства в немалой степени зависит конечный результат восприятия учениками новой для них информации.

Технические средства обучения (ТСО)

- совокупность аппаратуры и технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе и самообразовании с целью его оптимизации, для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формирования и закрепления знаний, навыков, умений.

В педагогической литературе известнейшие деятели в области педагогики неоднократно пытались провести классификацию технических средств обучения. Традиционно ТСО условно подразделяются на следующие виды:

- звукотехнические (магнитофоны, радиоприемники, проигрыватели, лингафонное оборудование);

- светотехнические (диапроекторы, фильмоскопы, эпипроекторы, кодоскопы);

- звукосветотехнические (кинопроекторы, телевизоры, видео-магнитофоны);

Технические

средства обучения также можно классифицировать на экранно-звуковые (ЭЗС) средства учебной информации и аппаратуру, с помощью которой проявляется эта информация. Экранно-звуковые средства подразделяются на:

- звуковые (аудитивные) - грамзаписи, магнитные записи учебных материалов, радиопередачи;

- экранные (визуальные) – «немые» кинофильмы и кинокольцовки,, диафильмы, серии диапозитивов, транспаранты (плёнки с нанесённым на них рис.) для графопроектора, наборы и отд. изобразит, материалы для эпипроекции и пр.;

- собственно экранно-звуковые (аудиовизуальные) - звуковые кинофильмы, телепередачи, озвученные диафильмы, серии диапозитивов и транспарантов; материалы радиовидения и т.д.

К аппаратуре относятся кино-, диа- и графопроекторы, электропроигрыватели, радиоприёмники, школьные радиоузлы, магнитофоны, телеприёмники, видеомагнитофоны и видеопроигрыватели.

Особую группу средств обучения составляют лингафонные устройства (языковые лаборатории), обучающие машины и компьютеры, а также средства программированного обучения.

При изучении работ в сфере классификации технических средств обучения можно наблюдать некоторые общие моменты, обобщив которые, В.В. Петрусинский вывел следующие направления в классификации ТСО: пассивные, активные и интерактивные технические средства обучения.

1. Пассивные технические средства обучения включают в себя информационные материалы, линейные обучающие программы на физическом носителе (киноплёнке, магнитной ленте и др.) и технические средства предоставления той информации, которая зашифрована на физическом носителе – это диа – и кинопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны и пр.

2. Активные технические средства обучения представляют собой обучающие аудиовизуальные программы и программы ЭВМ разветвлённого типа, а так же те технические средства, которые отвечают за их предъявление (возможность предоставления информации) с обратной связью с обучаемым.

К группе активных технических средств обучения следует отнести тренажёры, алгоритмы и программы ЭВМ, аудиовизуальную обучающую программу, технические средства статической проекции, куда входят диапроекторы, слайдопроекторы, кадропроекторы, установки полиэкранных фильмов, установки стереопроекции, голограммы, крупноформатные слайды, микрофоты для воспроизведения микрофильмов и микрофиши; звукотехнические устройства магнитной записи, к которым относятся моно- и стереомагнитофоны, микшеры, эквалайзеры, кассетные магнитофоны, стерео - и моноусилители, системы светомузыки, акустические системы, лингафонные классы, системы кодирования на магнитной ленте сигналов управления работой технических средств, диктофоны.

3. К интерактивным техническим средствам обучения относят обучающие программы, которые дают возможность менять и формировать в процессе обучения его содержание и обладают адаптивной методикой информационного взаимодействия с обучаемыми. К интерактивным техническим средствам обучения относятся современные технические средства (автоматизированные системы на базе ЭВМ), которые обеспечивают взаимоадаптивное взаимодействие обучающего комплекса с обучаемыми.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Понятие мышления
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами ...

Мультимедиа - средство обучения нового поколения
Современное образование требует изменения подходов к обучению. Прежде всего, следует добиться максимальной активизации и визуализации обучения. Этому способствует применение различных технических средств, позволяющих сократить время изложения нужной информации и современные технологии в образовании ...

Особенности двигательной активности мальчиков и девочек
Для педагога представляет интерес и такая закономерность, как различие в количественном и качественном отношении двигательной активности мальчиков и девочек. Заслуживает внимания и тот факт, что она ниже у вторых и составляет 70 – 80% суточных величин движений первых. Девочки меньше проявляют двига ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru