Явление «речь» в теории А.А. Леонтьева трактуется в зависимости от условий ее осуществления: в обучении иностранному языку – это самостоятельный вид речевой деятельности, обладающий всеми характеристиками деятельности в терминах А.Н. Леонтьева. В коммуникативном и познавательном видах деятельности речь – элемент структуры интеллектуального акта. В последнем из названных случаев речь представляет собой совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную цели деятельности как таковой.
В познавательной деятельности функция речевого действия – это решение познавательных задач, расширение знаний и умений индивида. При осуществлении социально-коммуникативной деятельности речевые действия подчиняются цели планирования, координирования общественной деятельности.
Речевое действие как «относительно самостоятельный процесс, подчиненный сознательной цели» трактуется в соответствии с определением действия, выявленным А.Н. Леонтьевым, и обладает всеми характеристиками, присущими деятельности. Таким образом, в речевом процессе реализуется иерархия интеллектуальных операций, образующая три звена.
Первое звено составляет ориентировку в коммуникативной ситуации, характер которой зависит от места речевого действия в общей системе деятельности.
Второе звено интеллектуального акта – программирование речевого
высказывания, которое осуществляется предметно-схемным кодом внутренней речи, как было выявлено Н.И. Жинкиным, или внутренним проговариванием программы, плана действий про себя в единицах языкового кода.
Третье звено, в котором речь выполняет свою основную функцию – реализацию программы посредством языкового кода, осуществляется рядом «механизмов»: а) выбора слов (Н.И. Жинкин), б) перехода от программы к ее реализации, в) грамматического прогнозирования,
г) перебора и сопоставления синтаксических вариантов, д) закрепления и воспроизведения грамматических «обязательств». Параллельно с реализацией программы осуществляется «моторное программирование, осуществление высказывания, результат которого контролируется сопоставлением замысла с процессом реализации. Речь выполняет вспомогательную функцию, поскольку осуществление интеллектуального акта не зависит от речи. Если же потребность удовлетворяется в процессе коммуникативной деятельности, то речевое действие подчинено собственной цели, зависимой от цели деятельности, определяется общей структурой деятельности, местом, которое занимает это действие по отношению к другим речевым действиям, и характеризуется признаками деятельности, в которую оно включено, и конкретными условиями ее реализации. Речевые умения формируются при непосредственном воздействии социальной среды, т.е. в процессе усвоения языковых средств на основе единства общения и обобщения мышлением явлений и фактов реальной действительности в языковом знаке, и использовании его как формы деятельности (общения, познавательной деятельности).
«Язык для индивида выступает как внешняя, усваиваемая норма, в последовательном приближении к которой… заключается смысл развития речи» - отмечает А.А. Леонтьев. При усвоении языка «индивид ориентируется на систему и норму речи, речевые умения формируются в процессе общения и познания мира». В самом процессе речи индивид обучается контролировать «понимаемость, информативность, выразительность, вообще – коммуникативность своей речи»
Образование, педагогика, воспитание:
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Мероприятия Возрастные группы Периодичность Кто проводит Обследование 1. Обследование уровня физического развития, физической подготовленности детей 2. Диспансеризация Все Ср., ст., подгот. 2 раза в год (сентябрь, май) 1 раз в год Ст. медсестра Воспитатель по физической культуре Воспитатели групп С ...
Игры и упражнения для сенсорного развития
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст ...
Использование метода проектов при обучении информатике в начальной школе
Таким образом, раскрыв содержание понятий: «метод», «метод проектов», « проект», «учебная тема», «мышление», «младший школьный возраст» и выявив особенности метода проектов, мы пришли к выводу о том, что использование данного метода на уроках информатики способствует более эффективному усвоению уча ...