Золотая педагогика

Деятельностный подход к речевому процессу в теории А.А. Леонтьева

Другое о педагогике » Личностно-деятельностный подход в методике обучения иностранным языкам » Деятельностный подход к речевому процессу в теории А.А. Леонтьева

Явление «речь» в теории А.А. Леонтьева трактуется в зависимости от условий ее осуществления: в обучении иностранному языку – это самостоятельный вид речевой деятельности, обладающий всеми характеристиками деятельности в терминах А.Н. Леонтьева. В коммуникативном и познавательном видах деятельности речь – элемент структуры интеллектуального акта. В последнем из названных случаев речь представляет собой совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную цели деятельности как таковой.

В познавательной деятельности функция речевого действия – это решение познавательных задач, расширение знаний и умений индивида. При осуществлении социально-коммуникативной деятельности речевые действия подчиняются цели планирования, координирования общественной деятельности.

Речевое действие как «относительно самостоятельный процесс, подчиненный сознательной цели» трактуется в соответствии с определением действия, выявленным А.Н. Леонтьевым, и обладает всеми характеристиками, присущими деятельности. Таким образом, в речевом процессе реализуется иерархия интеллектуальных операций, образующая три звена.

Первое звено составляет ориентировку в коммуникативной ситуации, характер которой зависит от места речевого действия в общей системе деятельности.

Второе звено интеллектуального акта – программирование речевого

высказывания, которое осуществляется предметно-схемным кодом внутренней речи, как было выявлено Н.И. Жинкиным, или внутренним проговариванием программы, плана действий про себя в единицах языкового кода.

Третье звено, в котором речь выполняет свою основную функцию – реализацию программы посредством языкового кода, осуществляется рядом «механизмов»: а) выбора слов (Н.И. Жинкин), б) перехода от программы к ее реализации, в) грамматического прогнозирования,

г) перебора и сопоставления синтаксических вариантов, д) закрепления и воспроизведения грамматических «обязательств». Параллельно с реализацией программы осуществляется «моторное программирование, осуществление высказывания, результат которого контролируется сопоставлением замысла с процессом реализации. Речь выполняет вспомогательную функцию, поскольку осуществление интеллектуального акта не зависит от речи. Если же потребность удовлетворяется в процессе коммуникативной деятельности, то речевое действие подчинено собственной цели, зависимой от цели деятельности, определяется общей структурой деятельности, местом, которое занимает это действие по отношению к другим речевым действиям, и характеризуется признаками деятельности, в которую оно включено, и конкретными условиями ее реализации. Речевые умения формируются при непосредственном воздействии социальной среды, т.е. в процессе усвоения языковых средств на основе единства общения и обобщения мышлением явлений и фактов реальной действительности в языковом знаке, и использовании его как формы деятельности (общения, познавательной деятельности).

«Язык для индивида выступает как внешняя, усваиваемая норма, в последовательном приближении к которой… заключается смысл развития речи» - отмечает А.А. Леонтьев. При усвоении языка «индивид ориентируется на систему и норму речи, речевые умения формируются в процессе общения и познания мира». В самом процессе речи индивид обучается контролировать «понимаемость, информативность, выразительность, вообще – коммуникативность своей речи»

Образование, педагогика, воспитание:

Сущность и специфика педагогической задачи
С незапамятных времен понятие "задача" используется и в теории, и в практике педагогики. Оно употребляется обычно для описания форм предъявления учебного материала и специальных учебных заданий. Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную ед ...

Процесс развития познавательной деятельности учащихся
Развитие учащихся - многомерный процесс, который зависит от особенностей их нервной системы, индивидуальных особенностей, воспитания. Поэтому показателей, по которым можно судить об уровне развития учащихся, несколько. Важнейшее из них – качество знаний и умение использовать их в новых учебных ситу ...

Понятие методов обучения
Метод (от гр. methodos – «исследование») – это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В литературе ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru