Заключительная часть физкультурного занятия направлена на обеспечение постепенного снижения двигательной активности; на снятие общей возбужденности и приведение частоты сердечных сокращений ребенка в норме. В третью часть занятия входят: ускоренная ходьба с постепенным замедлением темпа, упражнения на дыхание; игры и игровые упражнения малой подвижности (хороводные, народные, на ориентировку в пространстве). Можно предложить детям несложный комплекс из дыхательной гимнастики «Цигун».
Музыкальное сопровождение во время занятий создает эмоциональный настрой, значительно ускоряет процесс освоения движений. В заключительной части занятия спокойная музыка быстрее снижает утомление у детей. Но при этом нельзя забывать о дыхательных упражнениях. Нужно учить детей дышать носом естественно и без задержки, особое внимание, обращая на выдох. С этой целью предлагаются упражнения игрового типа, способствующие усилению выдоха: «Насос», «Дровосек», «Паровоз», а также игровые упражнения с задержкой дыхания при выдохе (10 – 15 сек.), покашливание при выдохе, постукивание по лопаткам, выпячивание или втягивание живота и др.
В процессе обучения детей движениям и во время проведения игр соревновательного характера не рекомендуется использовать музыку, так как в этом случае она способствует сильному эмоциональному перенапряжению и снижает работоспособность.
Как уже отмечалось, продолжительность каждого занятия для детей 5 – 7 лет в среднем составляет от 30 до 40 минут, при этом разминка занимает 6 – 10 минут, основная часть – 20 – 25 минут, заключительная – 3 – 5 минут.
Программный материал для занятий по физической культуре планируется с учетом трех основных критерием: состояние здоровья, уровня физической подготовленности, уровня двигательной активности. При этом важно учитывать условия проведения: в зале, на площадке, в лесу.
Запрограммировать оптимальный объем, продолжительность и интенсивность двигательной активности; распределить ее с учетом состояния здоровья детей и их физической подготовленности, индивидуальных возможностей;
Осуществлять планирование программного содержания занятия в течение всего года с учетом уровня развития двигательной активности детей;
Поддерживать положительный эмоциональный настрой и интерес у детей во время занятий за счет новизны упражнений и вариативности игр, постепенного усложнения задач, самостоятельное выполнение упражнений;
При подготовке к занятию продумать задачи и программное содержание в соответствии с принципами обучения, а также индивидуальными особенностями детей;
Предусмотреть достаточную площадь, рациональное размещение пособий, санитарно-гигиенические требования, одежду и обувь;
В вводной части занятия не допускать длительных бесцельных движений, давать четкие лаконичные указания, продумать музыкальное сопровождение, которое должно создавать положительный эмоциональный настрой;
Во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воздействия особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание. Предусмотреть название упражнения, смену исходных упражнений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение и т.д.), ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово).
Дифференцированное обучение основным видам движений предусматривает решение конкретных задач на разных этапах обучения.
На первом этапе – создать целостное представление о двигательной активности, выполнять упражнение в общих чертах. Четкий показ образца в определенном заданном темпе, что позволит развить интерес к данному виду движения.
На втором этапе – отработать технику выполнения каждого элемента движения и развить у детей чувство самоконтроля.
На третьем этапе – закрепить и совершенствовать приобретенный навык овладения техникой двигательного действия; предоставить детям творчески воспроизводить любое упражнение, самостоятельно регулируя и чередуя высокую двигательную активность со средней и низкой.
Образование, педагогика, воспитание:
Методы научного исследования
Обязательным этапом исследования является выбор методов исследования, которые зависят от особенностей решаемых задач, специфики содержания проблем и возможностей исследования. Метод-путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ посредством которого показывается предмет наук ...
Учебник математики
Назначение учебника математики Учебник математики – книга, излагающая основы научных знаний по математике в соответствии с целями обучения, определёнными программой и требованиями дидактики. Содержание и построение учебника определяется задачами преподавателя математики и спецификой предмета и пото ...
Методическая организация грамматического материала в учебных
целях
Проблема организации грамматического материала связана с вопросом о единице усвоения. Следует различать понятия «единица усвоения» и «объект усвоения». Так, М.М. Гохлернер считает, что «единицей усвоения должна стать не грамматическая тема, например, «Порядок слов в предложении», а понятие «структу ...