4.Социометрический анализ
Результаты диагностики социометрического анализа на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в социоматрицах (см.приложение)
По результатам социометрического анализа 60 % детей (6 человек – Андрей С., Алексей В., Витя Л., Настя Н., Наташа С., Полина К.) в экспериментальной группе и 70% детей (7 человек – Алина Л., Аня М., Костя Б., Маша О., Марина Д., Олег К., Яна Ч. ) в контрольной группе относятся к статусной категории "принятые" и имеют более или менее благоприятный статус в группе, что означает благополучие этих детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. 40% дошкольников (4 человека) в экспериментальной группе и 30% детей (3 человека) в контрольной группе имеют неблагоприятный статус в группе: 20% детей как в экспериментальной, так и в контрольной группах (по 2 человека – Катя О., Юра Г. (эксп.гр.), Даша М., Кирилл К. (контр.гр.)) относятся к статусной категории "непринятые"; 20% детей (2 человека – Наташа Т., Оля М.) в экспериментальной группе и 10% испытуемых (1 человек – Миша П.) в контрольной группе имеют статусное положение "изолированные".
На основании социоматриц можно также сказать о характере взаимоотношений в группах. . Прослеживается недостаточная сплоченность внутри коллективов обеих групп, также в классе прослеживается разобщенность по половому признаку: в основном дети разделились на группы девочек и мальчиков, причем внутри каждой из групп существуют сплоченные микрогруппы – дети в основном дружат между собой по 2 – 3 человека. Хотя наблюдаются взаимные симпатии также между некоторыми мальчиками и девочками. Также по результатам таблиц был определен уровень благополучия взаимоотношений в группах (УБВ). Как в экспериментальной, так и в контрольной группах УБВ достаточно высокий, т.к. количество детей, имеющих благоприятный статус превышает количество детей с неблагоприятным статусом. Важным показателем УБВ также является "индекс изолированности", который не должен превышать 15-20%; в экспериментальной группе он равен 20%, а в контрольной 10%.
5. Включенное наблюдение в ходе проблемных ситуаций
Результаты диагностики включенного наблюдения в ходе проблемных ситуаций на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице 7.
Таблица 7 Результаты включенного наблюдения в ходе проблемных ситуаций на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах
|
Уровень развития |
Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника |
Характер участия в действиях сверстника |
Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику |
Характер и степень проявления просоциальных форм поведения | ||||
|
Эксп. Гр. |
Контр. Гр. |
Эксп. Гр. |
Контр. Гр. |
Эксп. Гр. |
Контр. Гр. |
Эксп. Гр. |
Контр. Гр. | |
|
Высокий |
20% |
30% |
10% |
40% |
20% |
30% |
10% |
20% |
|
Средний |
50% |
60% |
50% |
50% |
20% |
60% |
40% |
60% |
|
Низкий |
30% |
10% |
40% |
10% |
60% |
10% |
50% |
20% |
Образование, педагогика, воспитание:
Анализ результатов исследования общения со сверстниками у детей старшего
дошкольного возраста
Исследование проводилось в МОУГ № 4 г. Тулы (курсы подготовки к школе) Выборку составили 20 детей старшего дошкольного возраста, по 10 человек в экспериментальной и контрольной группах. Список детей в экспериментальной и контрольной группах представлен в таблице 3. Таблица 3 Список детей в эксперим ...
Связь показателей эмоционально-волевых свойств с успешностью обучения
В литературе имеются данные, характеризующие взаимосвязь успешного овладения знаниями детьми с теми или иными чертами незрелости их эмоционально-волевой сферы. Так, дети с астеническими, т.е. пассивными или угнетенными состояниями, которых много среди неуспевающих школьников, при выполнении заданий ...
Особенности проявления интереса дошкольников к познавательной книге
математического содержания и рабочим тетрадям
Интерес детей к познавательной книге изменяется на протяжении всего дошкольного периода. Он зависит от развития восприятия и накопления опыта рассматривания иллюстраций и слушания литературных сюжетов. В данном аспекте исследования в области восприятия дошкольниками литературы (А. В. Запорожец, С. ...