Золотая педагогика

Характеристика диагностической программы исследования общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста

Другое о педагогике » Психолого-педагогические условия развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры » Характеристика диагностической программы исследования общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

1. Комплексное наблюдение за детьми в естественных условиях осуществлялось по схеме, предложенной Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой в пособии для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада "Практикум по детской психологии". Схема и таблицы результатов наблюдения нами были соблюдены.

Цель наблюдения: Определение и изучение навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах

Проведение исследования. За детьми наблюдают в естественных условиях. Данные фиксируются в протоколах по выделеннымпараметрам. При наблюдении нами определены следующие критерии уровней развития межличностного общения детей:

1.Высокий уровень – ребенок проявляет внимание к сверстнику, обращается по имени, использует доброжелательный тон; по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствует, благодарит сверстника и прощается с ним; в конфликтных ситуациях не оскорбляет собеседника (пытается разрешить конфликт сам или обращается за помощью взрослого); ребенок умеет договариваться, прислушивается к мнению других детей; понимает эмоциональное состояние собеседника и учитывает его.

2.Средний уровень – ребенок не всегда проявляет внимание к сверстникам, не всегда обращается по имени, редко замечает настроение другого ребёнка, не всегда здоровается и прощается, недостаточно употребляет вежливые слова; преобладают ровные взаимоотношения; ребенок не всегда прислушивается к мнению других детей, не всегда готов идти на компромиссы и договариваться с другими детьми; понимает эмоциональное состояние собеседника, но редко его учитывает.

3.Низкий уровень – ребенок очень редко обращается по имени, не считается с мнением других детей; при общении со сверстниками преобладает открыто негативное, избирательное взаимоотношение; ребенок не умеет договариваться, не прислушивается к мнению детей; не понимает эмоциональное состояние собеседника; ребенок не владеет речевыми оборотами, не умеет отвечать на вопросы и задавать их, не умеет слушать собеседника, своевременно вступать в диалог и завершать разговор

2. Методика "Угадай эмоцию"

Цель методики: изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Урунтаева Г.А.). Нами были изготовлены 6 картинок с изображением детей, у которых ярко выражено эмоциональное состояние: удивление, радость, гнев, страх, грусть, безразличие; а так же 5 сюжетных картинок с изображением положительных и отрицательных поступков детей.

Проведение исследования. Исследование проводилось в две серии. В первой ребенку последовательно показывали картинки с изображением детей, спрашивали: "Кто изображен на картинке? Какое состояние испытывает человек на этой картинке? Когда человек обычно испытывает такое состояние? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку".

Во второй серии ребенку последовательно показывали сюжетные картинки и задавали вопросы: "Что делают дети? Как они это делают? (дружно, ссорятся…) Как ты догадался? Кому из них хорошо? Кому плохо? Как ты догадался?"

Понимание детьми эмоционального состояния собеседника оценивается по следующим критериям: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Дидактические требования к разработке дидактических игр по информатике на основе применения ИТ
Современный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вошло новое звено – комп ...

Информационные технологии на уроках окружающего мира
Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Все определяется ли ...

Функции, методы и формы социальной работы в школе
В условиях школы применяются различные смежные подходы, имеющие границы и зоны воздействия, в которых проявляются те или иные воздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты, где социальная работа должна ослабить свои позиции в пользу других служб. Социальная служба в школе ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru