Золотая педагогика

Развитие технического творчества учащихся при изучении спецдисциплин и в кружковой работе

Другое о педагогике » Развитие технического творчества учащихся при изучении спецдисциплин и в кружковой работе

Страница 2

Задачи на перенесение принципа действия с одной конструкции на другую требуют от учащихся умения использовать готовые элементы техники, изменять размеры деталей, а иногда и их конструкцию применительно к новым условиям работы. Следовательно, постановка таких задач целесообразна в процессе конструирования и изготовления любого объекта. Практика работы подтверждает, что задачи на выполнения недостающего звена в конструкции вполне доступны учащимися. Они не взывают трудностей, так как имеющиеся звенья конструкции, с одной стороны, подсказывают решение, а с другой - дают простор для поиска собственного варианта.

При проектировании схематически заданной конструкции учащимися необходимо дополнительные данные по типовым деталям машин. Механизмов передач, кинематическим парам и т.д. При конструктирование по собственному замыслу руководитель должен помочь учащимся разработать общие рационализаторские решения с последующем воплощением их в объектах.

Разработка конструктивного варианта приспособления (а также инструмента, технологического процесса и т.п.) может осуществляться в двух направлениях. Руководитель предлагает учащимся:

1. Рассмотреть несколько конструктивных решений аналогичных приспособлений и коллективно определить вариант конструкции, наиболее полно соответствующей функциональному назначению приспособления;

2. вспомнить различные конструктивные решения приспособлений, с которыми они встречались на практике, и изобразить собственный вариант в графической форме.

3. Практика показала, что второй вариант дает наилучшие результаты, так, как, конструктируя знакомые изделия, учащиеся хорошо знают их назначение и условия работы. Представленные учащимися решения руководитель группируют по вариантам, и предлагает им коллективно обсудить их достоинства и недостатки.

4. В ходе обсуждения следует заострить внимание на соответствии конструкции функциональному назначению и условиям эксплуатации, необходимости учитывать форму и материал деталей, способы их соединения, красоту внешнего вида изделий. Анализ достоинств и недостатков каждой конструкции вырабатывает у учащихся критический подход к конструированию, формирует умения и навыки. В ходе обсуждения недостающие данные. Затем учащиеся приступают к составлению технического задания.

После ознакомления с несколькими конструктивными решениями, обсуждения их достоинств и недостатков, составления принципиальной схемы конструкции, вычеркивания эскизов и рабочих чертежей деталей руководитель предлагает начать подготовку к изготовлению приспособления. Для этого учащиеся должны составить последовательное описание операций на изготовление порученных ему деталей. После согласования последовательности обработки с руководителем учащемуся предлагается заполнить технологическую карту.

В техническом творчестве учащиеся эта изготовления имеет весьма существенное значение, так как объективное заключение о действительной рациональности конструируемого приспособления можно сделать лишь тогда, когда оно будет изготовлено, собрано и испытано. При этом изготовление конструкции, разработанной самим учащимся, формирует у него ясное представление о связи конструирования с требованиями технологии. Наряду с этим в процессе изготовления самостоятельно сконструированного объекта учащиеся сталкиваются с необходимостью оперативно разрешить затруднения, возникающие из-за отсутствия предусмотренных чертежами материалов и заготовок, запланированных для изготовления инструментов и оборудования. Кроме того, в процессе изготовления конструкции у учащихся формируются профессиональные навыки и умения.

Определенный вклад в развития творчества и рационализаторской деятельности учащихся вносит также и теоретическое обучение, в частности занятия по спецтехнологиям. На уроках спецтехнологии, и в процессе производственного обучения преподаватели и мастера далеко не всегда используют проблемный метод обучения. Вместе с тем решение проблемы предполагает выход из затруднения, в результате чего усваиваются новые технические знаний, умения и навыки, формируются волевые качества личности - целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и др.

Применение проблемного метода в обучении во многом зависит от педагогического мастерства преподавателя, от его квалификации. Однако как бы ни было мастерство педагога, основ значительной мере зависит от оснащенности кабинета спецтехнологии необходимым оборудованием и техническими средствами обучения. В недостаточно оснащенном кабинете невозможно дать учащимся знания основ современной техники и технологии, которые необходимо не только для сознательного и прочного овладения профессий, но и для последующего повышения производственной квалификации. Кабинет спецтехнологии - это не только учебное помещение, в котором проводиться теоретические занятия; это своего рода лаборатория, в которой учащиеся впервые открывают тайны науки и техники, приобщаются к процессу создания, творчеству. Здесь в полной мере раскрываются способности учащихся, формируется интерес к профессии.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Изучение уровня речевой готовности к школе
Действующий принцип дифференцированного обучения слабослышащих детей в зависимости от уровня речевого развития требует выдвижения данного критерия как основного при диагностики готовности к школьному обучению. Анализ речевого развития глухих и слабослышащих детей предпологает выяснения объема слова ...

Психолого-педагогический аспект понятия интереса; особенности формирование интереса младшего школьника
Проблема определения категории «интерес» очень широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а в скорее наоборот, ведет к еще большей пута ...

Технологии преподавания происхождения сущности государства и права в современной школе
Динамичность общественной жизни диктует потребность в изменениях даже, казалось бы, универсальных форм обучения. Например, с течением определенного времени специалисты, анализирующие опыт преподавания происхождения сущности права и государства в современной школе, пришли к выводу о недопустимости о ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru