Золотая педагогика

Историко-педагогические идеи в области национального образования

Другое о педагогике » Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края » Историко-педагогические идеи в области национального образования

Страница 1

В основе национального образования лежит позитивное восприятие своего исторического прошлого, раскрытие глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. Именно национальное образование, представляющее собой концентрат ценностей, традиций и отношений, принятых в определенной социокультурной среде, определяет вектор развития образования.

Проблему русского национального образования философы и педагоги исследовали с давних времен. «Национальное» рассматривается ими как начало, ограничивающее универсальную всеобщность человеческого опыта, общечеловеческую полноту духовного содержания, необходимую для развития личности.

Однако, на протяжении долгих лет исследователи данной проблемы придерживаются двух различных точек зрения: воспитание так называемого «узкого национализма» или «общечеловеческого универсализма». Аргументы общечеловеческого универсализма доминируют в размышлениях большинства отечественных философов как XIX–XX веков, так и начала XXI века. «Узкий национализм ограничивает человека, держит его в определенных рамках и мешает полному всестороннему развитию, развертыванию личности» – в этих словах В. Н. Ильина (1891–1974), одного из крупных мыслителей «русского зарубежья», как бы подводится итог всей традиции общечеловеческого универсализма в русской мысли XIX–XX вв. Таков же ход размышлений и многих наших современников.

Прогнозируя развитие духовных процессов в XXI веке, один из них пишет: «Человек культуры сегодня транскультурен… он собирает себя из фрагментов многих культур, и только так и может реализоваться как свободная личность». «Навязываемая извне национальная принадлежность лишает человека свободного самоопределения».

В данной работе мы не ставим целью рассматривать противоречия развития русского национального образования, а лишь хотим дать характеристику основных моментов.

XVIII век, «век Просвещения», был веком расцвета не только философии образования, но и практической педагогики, в создании которой участвовали все слои населения: учителя, врачи, короли, дворяне, ремесленник. Этот век не был единообразным. Именно тогда сложились две противоположные друг другу тенденции – общечеловеческий универсализм и конкретный национализм, и они боролись и в философских умах, и в практике педагогического дела. В этот век страны Европы создавали свои целостные системы образования, черпая из огромного богатства философских идей и педагогических практик. Каждая страна выбирала свою педагогическую стратегию, в которой доминировали или идеи универсализма, или идеи национализма. Определяющий исторический выбор был сделан и в России в царствование Еатерины II при ее личном активном участии.

В эту эпоху в сложившимся фундаменте отечественной педагогики оказались не только идеи универсализма, но и противоположные им идеи национализма и, соответственно, национального образования. Идеи, философской основой и педагогической целью которых было воспитание сынов Отечества.

Идеи национального образования нашли свое место в фундаменте отечественной педагогике далеко не случайно. Общечеловеческий универсализм французских просветителей был, по существу, педагогически бесплодным: он не смог создать педагогической практики, адекватной своим идеям. Екатерина II обратилась к опыту стран Европы, где уже во второй половине XVIII века была успешно осуществлена школьная реформа, а именно к опыту Пруссии и Австро-венгерской империи. Именно из Австро-Венгрии в Россию был приглашен талантливый организатор школьного дела Ф. И. Янкович де Мириево, который разработал план школьной реформы в России, и этот план стал проводиться в жизнь с 1786 г.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru