Первый педагогический институт (в Санкт-Петербурге, 1804 г.) вырос из созданной Янковичем учительской семинарии – первого рассадника учителей для русских школ. Янкович нес все труды «нового предприятия»: составлял общий план новой учебной системы, создавал и переводил первые методические пособия, первые учебники, в том числе по русской истории и географии. Он непосредственно передавал свой опыт первым русским учителям и, возможно, на пересечении его идей и русской духовной традиции (родственное соприкоснулось с родственным) и сложился тот сверкающий неотразимой красотой тип русского учителя, который не только насыщает ум, но и животворит душу, окрыляет таланты .
Однако, Янкович не оставил своих философско-педагогических размышлений о сущности и содержании своей методики. Основные философско-теоретические идеи выбранной Россией педагогической стратегии были сформулированы в проекте «Генерального учреждения о воспитании обоего пола юношества» 12 марта 1764 г. проект был утвержден Екатериной II.
В этот исторический период упоминается имя Рохова. А. И. Пискунов пишет: «Э. Рохов сделал попытку претворить идеи филантропической педагогики в обычной народной школе». Таким образом, Рохов был одним из представителей филантропизма – специфического направления в немецкой практической педагогике.
Филантропизм – педагогика человеколюбия. Она ставила своей целью связать обучение с природой и жизнью, «готовить граждан-патриотов, полезных обществу, деятельных и любящих жизнь». Активность, инициативность, самостоятельность, личностность – эти понятия наиболее часто повторяются в описании педагогики филантропизма.
Весь опыт практической педагогики Рохова был направлен на строительство личности со всем сложным комплексом ее взаимосвязанных аспектов: достоинства, самоуважения, ответственности, самостоятельности мышления, ясного самосознания, ясной этической позиции. Он строил педагогику духовной личности. Понятие «духовная личность» – это центральное понятие русской философии; суть традиции русской национальной философии «составляет обращение к «внутреннему человеку», к духовной личности». И потому целью его школы было «возбуждать личное самосознание в человеке, личную духовную самодеятельность, вооружать личным мышлением и знанием, приготовлять к жизненной деятельности, связывать с жизненными началами страны». Школа Рохова – национальная школа. «Открыть разум, облагораживать дух, пускать в общее обращение мудрость, истинное знание и любовь к ней – вот цель национального воспитания».
Воспитание «истинных сыновей Отечества» – такова задача русского национального просвещения (учитель «носит на себе трудные и важные должности воспитания сыновей Отечества»). В соответствии с этим замыслом школа призвана укреплять и «улучшать национальный характер народа», служить «одним из важных средств сплочения людей в одно целое – нацию».
Основоположник филантропизма Иоганн Базедов осуществил синтез идей Коменского, Руссо и Локка, ввел новые методы обучения – «сократический метод», занятия на природе, физический ручной труд (занятия в саду, на огороде). Он создал учебное заведение нового типа – «филантропин», в котором обучались дети привилегированных сословий. Школа Базедова и его последователей была недолговечной.
Образование, педагогика, воспитание:
Начальный этап обучения
На начальном этапе обучения предпочтение следует отдавать учебным текстам. Иногда для расширения кругозора учащихся можно включать аутентичные тексты. Качество усвоения аутентичного материала может быть повышено использованием определенных упражнений и заданий. Овладение технологией чтения осуществ ...
Характеристика современной системы эвристической
технологии в образовательном процессе
Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Г.К. Селевко, творчество - норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой ...
Роль дидактической игры в развитии умственных способностей младших
школьников
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельно ...