Золотая педагогика

Историко-педагогические идеи в области национального образования

Другое о педагогике » Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края » Историко-педагогические идеи в области национального образования

Страница 2

Первый педагогический институт (в Санкт-Петербурге, 1804 г.) вырос из созданной Янковичем учительской семинарии – первого рассадника учителей для русских школ. Янкович нес все труды «нового предприятия»: составлял общий план новой учебной системы, создавал и переводил первые методические пособия, первые учебники, в том числе по русской истории и географии. Он непосредственно передавал свой опыт первым русским учителям и, возможно, на пересечении его идей и русской духовной традиции (родственное соприкоснулось с родственным) и сложился тот сверкающий неотразимой красотой тип русского учителя, который не только насыщает ум, но и животворит душу, окрыляет таланты .

Однако, Янкович не оставил своих философско-педагогических размышлений о сущности и содержании своей методики. Основные философско-теоретические идеи выбранной Россией педагогической стратегии были сформулированы в проекте «Генерального учреждения о воспитании обоего пола юношества» 12 марта 1764 г. проект был утвержден Екатериной II.

В этот исторический период упоминается имя Рохова. А. И. Пискунов пишет: «Э. Рохов сделал попытку претворить идеи филантропической педагогики в обычной народной школе». Таким образом, Рохов был одним из представителей филантропизма – специфического направления в немецкой практической педагогике.

Филантропизм – педагогика человеколюбия. Она ставила своей целью связать обучение с природой и жизнью, «готовить граждан-патриотов, полезных обществу, деятельных и любящих жизнь». Активность, инициативность, самостоятельность, личностность – эти понятия наиболее часто повторяются в описании педагогики филантропизма.

Весь опыт практической педагогики Рохова был направлен на строительство личности со всем сложным комплексом ее взаимосвязанных аспектов: достоинства, самоуважения, ответственности, самостоятельности мышления, ясного самосознания, ясной этической позиции. Он строил педагогику духовной личности. Понятие «духовная личность» – это центральное понятие русской философии; суть традиции русской национальной философии «составляет обращение к «внутреннему человеку», к духовной личности». И потому целью его школы было «возбуждать личное самосознание в человеке, личную духовную самодеятельность, вооружать личным мышлением и знанием, приготовлять к жизненной деятельности, связывать с жизненными началами страны». Школа Рохова – национальная школа. «Открыть разум, облагораживать дух, пускать в общее обращение мудрость, истинное знание и любовь к ней – вот цель национального воспитания».

Воспитание «истинных сыновей Отечества» – такова задача русского национального просвещения (учитель «носит на себе трудные и важные должности воспитания сыновей Отечества»). В соответствии с этим замыслом школа призвана укреплять и «улучшать национальный характер народа», служить «одним из важных средств сплочения людей в одно целое – нацию».

Основоположник филантропизма Иоганн Базедов осуществил синтез идей Коменского, Руссо и Локка, ввел новые методы обучения – «сократический метод», занятия на природе, физический ручной труд (занятия в саду, на огороде). Он создал учебное заведение нового типа – «филантропин», в котором обучались дети привилегированных сословий. Школа Базедова и его последователей была недолговечной.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Дидактико-методические основы обучения иноязычному чтению в условиях общеобразовательных школ
Прежде всего отметим, что содержание обучения иноязычному самостоятельному чтению должно отличаться мотивационно-побудительной направленностью, информативностью, высокой образовательной ценностью, аутентичностью, информационной и языковой доступностью. Воспитательно-образовательно-развивающий эффек ...

Методические рекомендации по введению жанров богослужебных и духовных песнопений в курсы музыкально-теоретических дисциплин
Начавшееся в конце ХХ века возрождение звучания сочинений, созданных для церкви, в настоящее время стало ярким фактором современной культурной жизни. А восстановление прежнего социального статуса церкви привлекло к ней нового поколение людей. В этой связи становится очень важным формирование у моло ...

Состояние произношение учащихся с нарушенным слухом
С одно стороны, подходя к характеристике произношения, необходимо, прежде всего, выяснить, насколько оно обеспечивает понимание устной речи учащихся окружающими. С другой стороны, следует, по-видимому, выяснить в какой мере произношение учащихся способно обеспечить им кинестетическую базу мышления. ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru