Золотая педагогика

Развитие творческой активности обучающихся в процессе освоения композиции

Другое о педагогике » Развитие творческой активности обучающихся в процессе освоения композиции

Страница 1

В настоящее время проблема формирования и развития творческой активности учащихся одна из актуальных в педагогической науке и практике. Она связана с потребностью современного общества в личности интеллектуальной, творческой,способной к преобразованию окружающей действительности, к самоорганизации, самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию. Творческая активность личности представляет собой качество, которое базируется на внутренней потребности в познании и проявляется в продуктивной деятельности.

Немаловажное значение в формировании и развитии личностных качеств имеет система дополнительного образования. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования от основного школьного являются, прежде всего: во-первых, создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, направления и вида деятельности, профиля программы и времени ее освоения, педагога; во-вторых, многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разнообразные интересы, склонности и потребности ребенка; в-третьих, личностно-ориентированный характер образовательного процесса; вчетвертых, создание «ситуации успеха» для каждого ребенка; в-пятых, признание за ребенком права на выбор и пересмотр возможностей в самоопределении при выборе деятельности.

Сегодня реформа системы образования, в частности, дополнительного, осуществляется в нескольких направлениях: обновление содержания образования и внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности ребенка. Исследованию данного вопроса посвящены работы В.Н. Банникова, Н.В. Гросул, В.А. Горского, Л.Г. Савенковой, А.С. Хворостова, Л.В. Школяр и др.

В современных условиях в системе дополнительного образования детей особое внимание уделяется художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Важной составляющей такого воспитания является художественно-творческая активность детей и подростков.

В работах отечественных и зарубежных исследователей феномен творчества, художественно-творческой деятельности нашел глубокое теоретическое осмысление с философских (И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Ф. Гербарт, Н.А. Бердяев, В.Ф. Гегель, И.А. Ильин, И. Кант, А.Ф. Лосев, В.Н. Лосский, М.К. Мамардашвили, Н.С. Розов, В.С. Соловьев, Б.С. Гершунский, А.Я. Зись) и психолого-педагогических (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, И.С. Кон, В.А. Кан-Калик, Д.А. Леонтьев, В.И. Петрушин, В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.А. Сластенин, П.М. Якобсон, А.К. Лук, В.С. Кузин, Н.П. Сакулина, Е.И. Игнатьев, С.Е. Игнатьев, Г.К. Селевко, Л.Б. Ермолаева-Томина) позиций.

В научных трудах обоснована роль искусства в становлении личности младшего школьника (А.В. Бакушинский, Е.Г. Ванслова, С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, С.П. Ломов и др.), рассматривается проблема обучения школьников общению с искусством (М.С. Каган, О.И. Никифорова, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.).

Общая теория художественного образования и художественно-эстетического развития личности представлены в работах В.С. Кузина, Б.Т Лихачева, Б.М. Неменского, В.В. Кореш-кова, Л.А. Ивахновой, и др. Условия, необходимые для творческой реализации личности в рамках учебной деятельности, рассматривались в работах по педагогической психологии П.Я. Гальперина, И.П. Волкова, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера и др.

Изучению и развитию художественных традиций в декоративно-прикладном искусстве и народной культуре посвящены многие научные публикации ведущих отечественных искусствоведов и ученых: В.С. Воронова, В.М. Василенко, А.Б. Салтыкова, М.А. Некрасовой, И.Я. Богуславской в контексте художественных промыслов. Вопросами этнопедагогики и этнохудожественного образования занимаются Т.Я. Шпикалова, Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова и др.

Проблема творческого развития личности в художественной деятельности рассматривалась в монографии Р.А. Гильман проблема развития художественно-творческого потенциала школьника в условиях профильного обучения изобразительной деятельности в монографии

О.Ю. Зозули; проблема формирования творческой активности школьников в монографии Л.И. Саввы; развитие одаренности школьников и педагогическая инноватика в трудах А.В. Хуторского. В работе И.В. Макаровской обосновано развитие творческих способностей в процессе занятий декоративно-прикладным искусством; вопросам оптимизации творческого развития учащихся посвящено исследование И.Н. Павельевой; проблема развития интереса к художественно-творческой деятельности находит свое отражение в работах О.М. Шенцовой, Т.В. Гончаровой, развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства рассмотрено в работе Л.В. Мальцевой, формированию декоративного восприятия композиции посвящены работы К.А. Кравченко, полифункциональные условия изобразительного искусства рассматривала Д.И. Исаева; развитию, формированию творческих способностей посвящены исследования В.К. Чумариной, Н.П. Заболотной и др.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Медико-педагогический контроль
Кроме работы по оказанию помощи педагогам, родителям, необходимо помнить и о функциях контроля за санитарно-гигиеническим состоянием мест пребывания детей, физической подготовленностью, уровнем физического, интеллектуального, эмоционально-нравственного развития. Для этого в дошкольном учреждении ор ...

Методика формирования морфологического строя речи
Ученые-методисты рекомендуют учителям проводить работу над закреплением грамматических моделей систематически, на каждом уроке и обязательно включать в домашние задания во всех классах. Изучение грамматических форм чаще всего выделяется, как самостоятельная часть урока, но в некоторых случаях может ...

Экспериментальное исследование предметно-развивающей среды как условия обогащения игры-драматизации в старшем дошкольном возрасте
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что организация предметно-развивающей среды может рассматриваться как условие обогащения игры-драматизации детей старшего дошкольного возраста, если педагог: организует предметную среду для развития игровых замыслов детей; создае ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru