Золотая педагогика

Развитие творческой активности обучающихся в процессе освоения композиции

Другое о педагогике » Развитие творческой активности обучающихся в процессе освоения композиции

Страница 2

В современном научном сообществе творческая активность рассматривается как особый вид деятельности (Л.М. Архангельская, С.С. Батенин, Л.П. Буева, М.А. Жукова и др.); коммуникативная деятельность (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев и др.); компонент различных видов деятельности (В.М. Соковнин, Э.В. Соколов и др.).

Общепсихологическая теория творческой активности создавалась Б.Г. Ананьевым, Г.С. Батищевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Л.С. Рубинштейном и др. Под творческой активностью они видели многоплановый процесс развития контактов между людьми, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей, переживаний, чувств, рассматривая его, аналогично философам, как элемент деятельности, самостоятельную деятельность.

Определение активности в научных трудах философов и психологов тесно связано с понятием «деятельность». Л.П. Буева определяет деятельность как способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая самого себя) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.

М.В. Маргулис, М.В. Демина, Л.П. Буева и др. рассматривают активность как общую категорию, особое свойство всех живых систем, как способ реагирования, поведения и взаимосвязи материальных систем с объективно необходимыми условиями их существования. Социальная активность личности изменяется в связи с изменением самой личности и социальной среды, в которой она формируется.

Философы В.З. Коган, Л.П. Станкевич объединяют понятие «активность» и «деятельность», так как рассматривают активность как качественную характеристику деятельности: «В самом общем виде активность это присущий личности способ объективизации, самовыражения (и в деятельности, и в общении, и в жизненном пути в целом) в соответствии с ее внешними потребностями в признании, ценности и т. д. Личность посредством своей активности находит предметы, условия и ситуации, удовлетворения потребностей, реагирует на отдельные действия, поступки, и определенным образом моделирует, преобразует деятельность» [1; 3].

М.А. Данилов понимает активность, как черту личности; Т.Н. Мальковская как качество деятельности; Г.И. Щукина как цель деятельности и результат развития личности; Т.И. Шамова, Л.С. Кулагина как диалектическое единство: цель деятельности и результат; Э.А. Красновский как интегральное единство.

Большинство ученых характеризуют активность как показатель развития личности и показатель деятельности. Мы согласны с определением активности, предложенной В.В. Давыдовым, деятельностное отношение человека к миру, способностью человека производить общественно-значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества, проявляющегося в творческой деятельности, волевых актах и общении.

В исследованиях Б.М. Теплова, Я.А. Пономарева, А.М. Матюшкина, Е.А. Флериной творческая активность определяется как творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка. Показателем художественно-творческой активности личности являются, по определению Г.И. Щукиной, « . новизна, оригинальность, отстранение, отход от шаблонности, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность» [11,27]. Эти качества представляют собой качества творца.

По вопросам творчества опубликовано очень много работ. Обоснованию сущности творчества посвящают свои исследования представители различных наук: в философии В.С. Библер, С. Курганов, Е.С. Громов, Б.И. Кедров, С.Р. Микулинский, А.Г. Спиркин, М.Г. Ярошевский и др.; в психологии А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин, К.К. Платонов, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, П.М. Якобсон, Т. Рибо, В.И. Петрушин, Л.Б. Ермолаева-Томина; в педагогике В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров и др.

Л.Н. Столович понимает под творчеством не только деятельность (творческую, исполнительскую), но и процесс в котором обнаруживаются, проявляются и развиваются высшие духовные способности человеческой личности разум и воображение, эмоции и воля. Творчество всегда несет на себе печать личности как индивидуальности, оно оригинально, и в то же время оно и его результаты общественно значимы.

Подходы к художественному развитию творческой активности в процессе разных видов художественно-творческих занятий рассмотрены в трудах М.И. Фроловой, Л.В. Мальцевой, Н.В. Выдриной, Н.А. Зинченко). В системе общеобразовательной школы этому вопросу посвящены общеобразовательные программы по изобразительному искусству: Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс» (под рук. Б.М. Неменского), «Изобразительное искусство. 1-9 класс» (под ред. В.С. Кузин и др.), «Изобразительное искусство. 5-9 класс» (под рук. Т.Я. Шпикаловой). Этому вопросу уделяется большое внимание в программно-методическом обеспечении художественноэстетического и культурологического направлений системы дополнительного образования.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Учебные тренинговые игры на уроках истории России и исторического краеведения
Сегодня практически любой учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы построения уроков. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества пре ...

Методические рекомендации по подбору дидактических игр и руководство ими
Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в них детей, интерес к различным играм и уп ...

Мышление как процесс решения задач
Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс. Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему ус ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru