До просмотра фильма оргкомитет распределяет поручения: один из членов коллектива должен анализировать работу режиссёра (лучше начинать с обсуждения фильма-экранизации, где работа режиссёра наиболее «ощутима»), другой – оператора, третий – сценариста. Несколько учащихся получают задание оценить оформление фильма – художественное и музыкальное. Два-три воспитанника (по желанию) просматривают периодическую печать с целью выявления отзывов и рецензий на кинофильм.
Можно рекомендовать после просмотра кинофильма провести анкетирование учащихся. В анкету включаются 2-3 вопроса. Например: 1. Что тебе больше всего понравилось в фильме? 2. Что не понравилось? 3. Если бы ты был режиссёром, как бы закончил этот фильм?
Иногда целесообразно предложить учащимся дать краткий письменный отзыв о просмотренном фильме.
Оформление помещения перед обсуждением должно способствовать созданию в коллективе атмосферы заинтересованности. С этой целью, например, вывешиваются бюллетени отзывов о фильме, шутливые лозунги (что уместно при обсуждении кинокомедии), красочно выполненная афиша.
Обсуждение кинофильма – сложная форма воспитательной работы. Воспитанники по-разному реагируют на то, что видели в фильме, часто высказывают неожиданные суждения, задают вопросы. Поэтому лучше всего вести обсуждение самому классному руководителю, педагогу, воспитателю. После краткого вступления, содержание которого зависит от идеи фильма и его художественных достоинств, он сразу переходит к его обсуждению.
Возможные варианты вопросов:
Понравился ли вам кинофильм? (Если понравился – мотивируйте, почему считаете фильм хорошим.)
Это фильм-экранизация. Кто читал повесть? Как вы считаете, что интереснее – фильм или повесть? Почему?
Что вы можете сказать о работе сценариста и режиссёра? Что нового они внесли в фильм? От чего отказались?
Какова идея фильма?
Какие главные проблемы решаются в фильме? Назовите их.
Согласны ли вы с таким сценарием? Может быть, в чём-то сценарист не прав?
Почему фильм так называется? Удачно ли это название?
Кто из героев фильма показался вам самым привлекательным? Чем именно вас привлекает этот персонаж?
Какие сюжетные линии вы считаете самыми сильными? Что этим хотели сказать сценарист и режиссёр?
Дайте краткую характеристику положительных и отрицательных черт (главных и 2-3 – второстепенных героев). В чем вы им сочувствуете? За что осуждаете?
Работу каких актёров вы считаете наиболее удачной и почему?
Какие нравственные проблемы решаются в фильме и как?
Чем вы объясните поступки героев?
Что вы считаете наиболее удачным в работе оператора и художника?
Какие сцены производят наиболее сильное впечатление?
Как показаны картины природы?
Удачно ли музыкальное сопровождение фильма? Соответствует ли оно настроению героев, действиям, происходящим на экране?
Какие вы заметили недостатки фильма?
Можно ли считать этот фильм событием в киноискусстве?
В ходе обсуждения фильма желательно, чтобы каждый присутствующий учащийся высказал своё мнение, обосновав его материалами фильма. Полезно поднять спорные вопросы и обсудить их вместе с учащимися, для того чтобы понимание ими достоинств и недостатков фильма стало еще более глубоким. Желательно, если это возможно, связать уведенные на экране события с материалом учебного курса истории, литературы и других предметов. Если фильм представляет экранизацию какого-либо литературного произведения, то можно посоветовать учащимся предварительно прочитать его. Если это учащиеся младших классов, то педагогу следует доступно рассказать о произведении и его авторе, прочесть подходящие отрывки из книги или пьесы, заботясь о сохранении у школьников интереса к фильму.
Образование, педагогика, воспитание:
Урочные формы внеклассной работы
Прогулки, экскурсии и походы имеют большое образовательное и воспитательное значение, поскольку дети знакомятся с природой, родным краем и его достопримечательностями. Эти мероприятия содействуют совершенствованию навыков в ходьбе, беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способс ...
Игры, развивающие силу голоса и темп речи
Воспитания звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения. Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп. Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или ...
Особенности формирования географических
представлений через процесс ознакомления с природой Родного края
История изучения природы Родного края зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям. Так было и в нашей ...