На карточках ребенку предъявляются слоги со звуком [п]:
Па ап па апа пта пто
По оп по опо пка пла
Пу уп пу упу пра пна
Слоги со звуком [т]:
Та ат та ата тка тва
То от то ото тку тла
Ту ут ту уту тра тпа
Слоги со звуком [к]:
Ка ак ка ака кла ква
Ко ок ко око кта кпа
Ку ук ку уку кра кна
Ребенок должен прочитать слоги сначала каждый столбик сверху вниз, затем слева направо. Если у ребенка возникают затруднения при выполнении этого задания, экспериментатор вместе с ребенком выполняет задание с опорой на слухо-зрительной основе.
Исследование произношения данных звуков в словах. Ребенку предъявляются карточки со знакомыми картинками, в которых звуки [п],[т],[к] должны присутствовать в начале, середине, конце слова.
Для звука [п] ребенку предлагаются следующие слова:
петух, почта, продавец, плита, перо, аптека, лопата, цапля, лампа, тряпка, суп, укроп.
Для звука [т]:
Туфли, тряпка, туча, ткань, таракан, телевизор, зонтик, котлета, ракета, компот, плакат, енот.
Для звука [к]:
Кофта, кот, крыльцо, камыш, корова, черника, щетка, подушка, ящик, звонок, человек, банк.
Ребенку предлагается найти в словах изучаемые звуки, и сказать где они находятся. Для детей, которые не смогли справится с этим заданием, экспериментатор предлагает карточки с написанными словами.
Исследование произношения данных звуков во фразах проводится следующим образом: для звука [п]: на карточках ребенку предъявляются слова, необходимые для составления фраз. Слева на столе у экспериментатора лежит карточка со словосочетанием (местоимение + глагол). Справа на столе лежат карточки с существительными:
Я ХОЧУ |
СУПА | |
КОМПОТА | ||
ПОМИДОРА | ||
КАПУСТЫ |
Для звука [т]:
Я ХОЧУ |
КАРТОШКИ | |
КАПУСТЫ | ||
ПЕТРУШКИ | ||
ТЫКВЫ |
Для звука [к]:
Я ХОЧУ |
КОНФЕТУ | |
МОЛОКА | ||
КАШИ | ||
КОЛБАСЫ |
Ребенок должен составить одно или несколько предложений и прочитать их. При невыполнении ребенком задания экспериментатор дает уже готовые карточки с предложениями.
Материал для исследования расстановки словесного ударения.
Для исследования вопроса о правильной расстановке словесного ударения ребенку предлагаются упражнения на материале слогов с разными типами ударения.
Упражнение №1
На карточках записаны слоги:
папапапапапа папапапапапа
папапапапапа папапапапапа
Экспериментатор произносит два раза первую строчку за экраном и просит ребенка назвать строчку, какую он только что произнес и повторить слоги. Работа проводится с каждой строчкой. Если ребенок справляется с заданием, ему предлагается отхлопать ритм, тем самым усложняя задание.
Упражнение № 2
Определение количества слогов и ударного слога в словах. На карточке сделана таблица
`_ |
` |
`_ |
`_ |
_` |
Образование, педагогика, воспитание:
Создание положительного эмоционального фона на уроке
Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого ими интереса к упражнению, в ...
Обобщение экспериментальных
данных по исследуемой проблеме
Теперь перейдем к анализу звукопроизношением детей экспериментальной группы. В данной работе неоднократно подчеркивалась мысль, что внятность произношения детей с нарушенным слухом во многом зависит от качества произношения звуков. Известно, что в речи детей с нарушенным слухом могут быть различные ...
Типологический отбор исследуемых
Допустим, необходимо изучить эффективность нового метода развития силы. Для эксперимента потребуется сформировать две группы исследуемых, предположим, по 10 человек. Однако судить об эффективности нового метода позволительно будет только в том случае, если удастся уравнять исходные уровни развития ...