Золотая педагогика

Значение семейного физического воспитания в формировании здорового смысла

Другое о педагогике » Роль семейного физического воспитания в малокомплектной школе » Значение семейного физического воспитания в формировании здорового смысла

Страница 5

Исходя из того, что семья играет важную роль в воспитании, П. Ф. Лесгафт предъявлял к ней, и в первую очередь к матери, высокие требования:

постоянное духовное совершенствование,

сдержанность,

стремление к активной духовной и физической жизни,

педагогическая образованность.

Необходимо отметить, что во второй половине XIX века физическое воспитание прогрессивные педагоги рассматривали как самостоятельную педагогическую проблему чрезвычайной важности. К числу таких педагогов относился и Е.А. Покровский. Прежде всего, он указывал на зависимость физического воспитания от социальных, этнических, географических, педагогических и гигиенических условий и влияний. Книга Е. А. Покровского «Первоначальное физическое воспитание детей» является первым в русской педагогике руководством для матерей по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, в котором освещены главные вопросы развития детского организма, гигиенические требования к организации детской жизни. Точка зрения Е. А. Покровского на меру ответственности родителей за здоровье детей остается актуальной и современной: заботиться о здоровье ребенка надо не тогда, когда он появился на свет, а за год до его рождения. Будущим родителям должно быть известно о губительном воздействии алкоголя, никотина, некоторых лекарств на состояние зародыша, на физическое и умственное развитие ребенка в будущем.

Рассматривая в своих трудах содержание первоначального воспитания, И. А. Сикорский отмечает, что самым могущественным двигателем для развития ребенка является подражание, а наилучшей воспитательной средой — постоянное общение с матерью. Именно через личный пример окружающих близких взрослых ребенок способен избежать «дурного развития чувств». К числу средств, служащих для укрепления положительных «душевных способностей» И. А. Сикорский относит прогулки, подвижные игры и закаливание, которым он отводит значительное место в организации семейной жизни ребенка. П. Ф. Каптерев, определяя задачи и основы семейного воспитания, отмечал, что их невозможно обособить от задач и основ общепедагогических, «простирающих свое воздействие на все воспитательные возрасты, они безраздельны, составляют одно целое».

Однако, взвешивая и оценивая характер ответственности родителей перед детьми, он определял его как ответственность старших «перед историей, перед будущими рядами деятелей родной страны, человечества и культуры».

Именно родители, заботясь о своем телесном здоровье, укрепляя его «телесными упражнениями», гигиеной, определяют здоровье нации. Итак, первая ответственность родителей перед детьми «есть ответственность органическая, или физическая»; вторая — развитие в детях духовной энергии, воли, формирование готовности к жизненным трудностям, самостоятельности; третья — укоренение в детях основ современной культуры через личный пример.

В современных исследованиях определено, что задача воспитания здорового ребенка в семье не может рассматриваться одно аспектно, только с точки зрения передачи родителями детям социокультурной информации.

Современные подходы к изучению эпохи детства позволяют определить детскую субкультуру и как неотторжимую часть общей культурной традиции, в которой родился и живет ребенок, и как создающий творческий субъект. Развитие современного ребенка основывается на формировании исторически новых способностей, новых образцов культуры, а не только на фундаментальном готовом культурном пласте, транслируемом взрослыми. Подобный социокультурный подход позволяет нам включить ребенка в субъект-объектное пространство моделей человеческой деятельности, в том числе и по отношению к своему здоровью. Это позволяет нам определить немаловажный аспект изучения проблематики формирования у детей основ физической культуры.

Общая позиция современных социологических и психолого-педагогических исследований позволяет выделить в системе социальных институтов и групп семью как специфичный и действенный компонент социального воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Образование, педагогика, воспитание:

Индивидуальные особенности двигательной активности
Раскрывая закономерности двигательного поведения детей, нельзя не остановиться (хотя бы кратко) на индивидуальных особенностях проявления суточной двигательной активности. Доказано, что на формирование индивидуальных особенностей (способностей, характера, формы поведения, в том числе двигательного) ...

Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук
1. «Бодание» кулачками. Ребенок сжимает пальцы рук в кулачки, затем крепко прижимает их друг к другу, как будто два кулачка «бодаются». Повторяют упражнение несколько раз. 2. «Проверка сцепления». Ребенок сцепляет пальцы «в замок»: правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывает и «вкладывает» друг в д ...

Порядок сдачи зачета по преддипломной практике
Практика завершается зачетом (с оценкой) на кафедре. Зачет должен быть сдан студентом в течение десяти дней с момента окончания практики. Комиссия, принимающая зачет, при выведении итоговой оценки руководствуется следующим: отзывом руководителя практики на предприятии (организа-ции); качеством отве ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru