При изучении многих правовых вопросов результативно проводить диалоги и дебаты.
Различие диалогов и дебатов представлено в таблице 2 .
Таблица 2. – Различие диалога и дебатов
Диалог – представляет собой одну из форм сотрудничества сторон, которые обсуждают определенную проблему |
Дебаты – явление оппозиционное: I две стороны противостоят друг другу и пытаются доказать неправоту противной стороны |
В диалоге нахождение общих знаменателей является целью |
В дебатах целью является победа I |
В диалоге одна сторона выслушивает другую (другие) с целью понимания, нахождения значения и принятия соглашения |
В дебатах одна сторона слушает другую с целью найти изъяны и парировать своими аргументами |
Диалог расширяет и, возможно, изменяет точку зрения участника |
Дебаты укрепляют собственную точку зрения участника |
Диалог раскрывает предположения для переосмысления |
Дебаты защищают предположение как истину |
Диалог вызывает самоанализ собственной позиции |
Дебаты вызывают критику противоположной стороны |
Диалог открывает возможность достижения лучшего решения по сравнению с первоначальным |
Дебаты защищают чью-то собственную позицию как лучшее решение] и исключают другие решения. |
Диалог создает отношение открытости: открытость ошибок и готовность к изменениям |
Дебаты создают отношения закрытости, убежденности в правоте |
В диалоге одна сторона уступает лучшему варианту другой, зная, что предположения других людей способствуют улучшению, а не разрушению |
В дебатах сторона подает свое лучшее видение проблемы и защищает его против вызова другой с целью доказать правоту |
Диалог призывает к временному воздержанию от собственных убеждений |
Дебаты призывают к решительному отстаиванию собственных убеждений |
В диалоге ищут основы соглашения |
В дебатах ищут явные различия |
В диалоге каждая сторона ищет сильные моменты в позиции другой |
В дебатах каждая сторона ищет изъяны и слабые моменты другой стороны |
Диалог предусматривает реальную заботу о другом человеке и ищет пути не оттолкнуть и не обидеть |
Дебаты предусматривают парирование противной позиции без внимания к чувствам или отношениям и часто уничижают или осуждают другого человека |
Диалог предполагает, что многие люди имеют частичные ответы и что вместе они могут свести их к действенному решению |
Дебаты предполагают, что есть правильный ответ и кто-то его имеет |
Диалог всегда остается открытым |
Дебаты предусматривают подведение итогов. |
В методике обучения праву используется так называемый прием «Изучение казусов».
Ряд ученых считает, что неотъемлемой частью правового образования является именно изучение казусов (случаев). Включая их в систему правового обучения, педагог учит школьников анализировать проблемную ситуацию, находить вариант ее разрешения.
На уроке ученики рассматривают юридические случаи, основанные на письменных заключениях судов; гипотетические ситуации, содержащие конфликты и дилеммы; ситуации, имевшие место в жизни, взятые из газет, журналов, книг и других источников. Такая информация должна быть представлена в письменном виде либо выражена аудиовизуальными средствами (фильмом например).
Методисты предлагают алгоритм использования этого приема:
1. описание фактов;
2. предъявление проблемы, поставленной данным казусом;
3. ссылка на аргументы или разного рода позиции, которые могут существовать при разрешении этого спорного вопроса;
4. решение, принятое по представленной проблеме, и объяснение причин вынесения именно такого решения.
Изучение казусов – способ обучения праву, ориентированный на исследование. Он разработан для того, чтобы помочь учащимся применять теорию права к реальным жизненным ситуациям. Поскольку учащимся не дается ясного юридического правила или нормы, которые нужно применить для решения той или иной проблемы, им приходится вырабатывать свои собственные идеи и заключения. Этот процесс помогает пробудить интерес и развить у учащихся логику, навыки независимого анализа, критического мышления и принятия решения.
Образование, педагогика, воспитание:
Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Понимание ребенком речи окружающих развивается по законам образования условных рефлексов. На исходе первого года в результате многократного одновременного слышанья ребенком определенного звукосочетания и зрительного восприятия определенного предмета между этими возбуждениями (слуховым и зрительным) ...
Результаты коррекционно-развивающей работы с
умственно отсталыми младшими школьниками
Таблица 1 Состав экспериментальной группы Фамилия, имя Возраст Диагноз ПМПК 1. Будников Женя 10 л. Легкая умственная отсталость вследствие алкоголизма родителей 2. Вырвич Андрей 10 л. Легкая умственная отсталость с нарушенением поведения 3. Дубина Ольга 11 л. Слабоумие вследствие фенилкетонурии 4. ...
Анализ результатов исследования особенностей звукопроизношения
На первом этапе нашего исследования мы провели исследование звукопроизношения. Анализируя полученные данные по исследованию звукопроизношения, мы выявили, что у детей экспериментальной группы нарушено звукопроизношение у всех детей (100%). Все данные о дефектах произношения мы поместили в таблицу. ...