Золотая педагогика

Дискуссионные методы преподавания происхождения сущности государства и права в современной школе

Другое о педагогике » Преподавание происхождения сущности государства и права в современной школе » Дискуссионные методы преподавания происхождения сущности государства и права в современной школе

Страница 2

Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию.

Д. Ондрошек считает: «Если дискуссия не выровнена, появляется несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат, не получив слова. Учитель может помочь им, организовав дело так, чтобы активизировать молчаливых. Для этого существует много технических приемов (чтобы умерить ораторский пыл одних и активизировать других).

Еще один прием, позволяющий включить в работу самых разных ребят, – предлагать участникам дискуссии какие-то роли. Они могут быть как организационными, так и смысловыми.

К организационным ролям можно отнести роль «протоколиста», кратко записывающего идеи на доске или бумаге; «хронометриста», следящего за продолжительностью выступления; «ответственного за материалы», в нужный момент раздающего участникам дискуссии листы с текстами или по мере надобности приводящего факты из этих материалов

Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участники дискуссии: «во всем сомневающийся», «всем восторгающийся».

«Разговор по кругу»

Один из простейших способов структурирования дискуссии -«Разговор по кругу». Вот несколько способов организации такой дискуссий.

«Карусель»

«Учащиеся высказывают свои мнения по кругу, как сидят, и каждый имеет не больше, например, трех минут. Учитель дает инструкцию:

а) назвать вольные ассоциации по теме;

б) высказать одну из возможностей решения заданной проблемы и обосновать свое мнение;

в) окончить мысль, предложенную и начатую учителем».

Работа в парах

«Общий шум»

Каждый участник поворачивается к своему соседу (левому или правому) и за несколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Одной из целей этого упражнения может быть «интервьюирование» своего напарника и представление его мнения остальным ученикам.

«Колесо»

Школьники разбиваются на две равные группы и образуют два круга: внутренний и внешний. Члены внутреннего круга поворачиваются лицом к членам внешнего круга так, чтобы образовались пары. Предлагается вопрос или задание, которое можно обсудить за 30-60 сек. По сигналу пары начинают говорить друге другом, второй сигнал: «Колесо поворачивается» – члены обоих кругов чуть-чуть подвигаются вправо, так чтобы оказаться лицом к лицу со следующим человеком. Эту форму хорошо использовать для того, чтобы ребята познакомились с мнениями своих одноклассников по какому-то вопросу (например, по проблемам в темах «Право на жизнь» или «Права на частную жизнь»).

«Подсчитывающая дискуссия»

Сотрудники Фонда «Образование для Демократии» (Польша) предложили свой метод оценки участников дискуссии.

Учитель предлагает тему и вызывает 6-9 добровольцев (или назначает участников). Они садятся в центр класса и начинают дискутировать; Желательно, чтобы каждое высказывание занимало не больше 15 сек. Зрители и сам учитель оценивают каждого из участников, начисляя премиальные и штрафные баллы.

Система такого оценивания приведена в таблице 1.

Таблица 1. – Система оценивания

Участие в дискуссии

Баллы

Четкое заявление (определение) своей точки зрения на проблему

+2

Существенное замечание

+1

Использование доказательств, подтверждающих высказывание

+2

Вовлечение в дискуссию другого человека

+1

Уточняющий вопрос, продвижение дискуссии вперед

+1

Аналогия

+2

Выявление противоречия

+2

Выявление несущественного замечания

+2

Отсутствие заинтересованности, помехи

-2

Прерывание говорящего

-2

Несущественное замечание

-1

Монополизация дискуссии (не дает говорит другим)

-3

Выпад против какого-то участника дискуссии

-3

Страницы: 1 2 3 4 5

Образование, педагогика, воспитание:

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru