Различные виды списывания:
с рукописного текста;
с печатного текста;
осложненное заданиями логического и грамматического характера.
Проведение различных видов диктантов:
слуховые диктанты со зрительным самоконтролем;
графические диктанты.
Основные задачи по коррекции дисграфии:
Помочь запомнить буквы письменного шрифта.
Научить соотносить звуки и буквы печатного и письменного шрифта.
Научить ориентироваться на листе бумаги.
Научить списывать с текста.
Научить писать по слуху.
Основные требования к уроку письма:
Большая часть урока отводится либо подготовительной работе, либо письму.
Проведение гимнастики для пальцев.
Соблюдение санитарно-гигиенических требований (посадка, положение тетради, чередование труда и отдыха для руки ребенка).
Предварительный анализ того, что дети будут писать.
Проведение двух физминуток.
Структура урока письма:
Пальчиковая гимнастика.
Повторение пройденного материала.
Знакомство с новой буквой. Дети рассматривают печатные варианты букв, затем письменные. Для формирования прочного зрительного образа письменной буквы используется прием практического конструирования букв в виде игр: "Собери букву", "Буква сломалась", "Отремонтируй букву" и т.п. Письмо элементов буквы и самой буквы по контуру, точкам-ориентирам.
Работа по развитию фонематического слуха и звукового анализа. Работа со схемой слога, слова. Обязательное проговаривание во время написания.
Повторное письмо буквы. Написание слогов с изучаемыми буквами. Учащимся дается образец написания слогов. Учитель, обращает внимание детей на то, что буквы в слоге могут соединяться разным способом (верхнее, нижнее и среднее соединение).
Списывание с печатного или рукописного текста с обязательным проговариванием. Задания, направленные на развитие и коррекцию речесмыслительных умений учащихся:
дописывание слов в предложении с опорой на иллюстрацию или схему слова;
составление и запись предложения с опорой на иллюстрацию и схему предложения;
ответы на вопросы с опорой на иллюстрацию;
разбор и запись пословиц, стихотворений, поговорок с опорой на иллюстрации.
Письмо по слуху с предварительной подготовкой:
слово выкладывается из букв, проговаривается, затем буквы переворачивают и пишут слово под диктовку учителя;
составление условно-графической схемы слова, слово проговаривается, затем пишется под диктовку;
составление предложения по картинке;
составление предложения по условно-графической схеме;
запись предложения и т.п.
Проведение двух физминуток.
Рисование бордюров. Письменные работы могут отделяться друг от друга орнаментом (бордюром). Рисование бордюров, узоров и т.п. не только способствует отработке определенных и необходимых в процессе письма движений, но и развивает у школьников пространственное воображение, наблюдательность, что положительно сказывается на формировании их познавательной деятельности и отношении к письму.
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов.
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запоминает его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Можно использовать следующие приемы:
Образование, педагогика, воспитание:
Пассивные методы обучения на уроках информатики
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством о ...
Гражданская активность и особенности ее формирования у учащихся школы
надомного обучения
В настоящее время в России на государственном уровне признано, что гражданско-правовое образование является одним из приоритетных направлений образовательной политики. Существует программа воспитания демократической гражданственности и образования в области прав человека, принятая Советом Европы 15 ...
Характеристика элементов техники игры в хоккей
Техника хоккея включает в себя конькобежную подготовку (перемещение на коньках), а также технику владения клюшкой и шайбой (держание клюшки, ведение, бросание и остановку шайбы). Игроки скользят по льду на коньках и пытаются клюшками забить шайбу в ворота противника. Дети должны уметь бегать на кон ...