Различные виды списывания:
с рукописного текста;
с печатного текста;
осложненное заданиями логического и грамматического характера.
Проведение различных видов диктантов:
слуховые диктанты со зрительным самоконтролем;
графические диктанты.
Основные задачи по коррекции дисграфии:
Помочь запомнить буквы письменного шрифта.
Научить соотносить звуки и буквы печатного и письменного шрифта.
Научить ориентироваться на листе бумаги.
Научить списывать с текста.
Научить писать по слуху.
Основные требования к уроку письма:
Большая часть урока отводится либо подготовительной работе, либо письму.
Проведение гимнастики для пальцев.
Соблюдение санитарно-гигиенических требований (посадка, положение тетради, чередование труда и отдыха для руки ребенка).
Предварительный анализ того, что дети будут писать.
Проведение двух физминуток.
Структура урока письма:
Пальчиковая гимнастика.
Повторение пройденного материала.
Знакомство с новой буквой. Дети рассматривают печатные варианты букв, затем письменные. Для формирования прочного зрительного образа письменной буквы используется прием практического конструирования букв в виде игр: "Собери букву", "Буква сломалась", "Отремонтируй букву" и т.п. Письмо элементов буквы и самой буквы по контуру, точкам-ориентирам.
Работа по развитию фонематического слуха и звукового анализа. Работа со схемой слога, слова. Обязательное проговаривание во время написания.
Повторное письмо буквы. Написание слогов с изучаемыми буквами. Учащимся дается образец написания слогов. Учитель, обращает внимание детей на то, что буквы в слоге могут соединяться разным способом (верхнее, нижнее и среднее соединение).
Списывание с печатного или рукописного текста с обязательным проговариванием. Задания, направленные на развитие и коррекцию речесмыслительных умений учащихся:
дописывание слов в предложении с опорой на иллюстрацию или схему слова;
составление и запись предложения с опорой на иллюстрацию и схему предложения;
ответы на вопросы с опорой на иллюстрацию;
разбор и запись пословиц, стихотворений, поговорок с опорой на иллюстрации.
Письмо по слуху с предварительной подготовкой:
слово выкладывается из букв, проговаривается, затем буквы переворачивают и пишут слово под диктовку учителя;
составление условно-графической схемы слова, слово проговаривается, затем пишется под диктовку;
составление предложения по картинке;
составление предложения по условно-графической схеме;
запись предложения и т.п.
Проведение двух физминуток.
Рисование бордюров. Письменные работы могут отделяться друг от друга орнаментом (бордюром). Рисование бордюров, узоров и т.п. не только способствует отработке определенных и необходимых в процессе письма движений, но и развивает у школьников пространственное воображение, наблюдательность, что положительно сказывается на формировании их познавательной деятельности и отношении к письму.
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов.
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запоминает его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Можно использовать следующие приемы:
Образование, педагогика, воспитание:
Понятие
социальной адаптации
Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Условия дошкольных учреждений специфичны. Это ос ...
Состояние произношение учащихся с нарушенным слухом
С одно стороны, подходя к характеристике произношения, необходимо, прежде всего, выяснить, насколько оно обеспечивает понимание устной речи учащихся окружающими. С другой стороны, следует, по-видимому, выяснить в какой мере произношение учащихся способно обеспечить им кинестетическую базу мышления. ...
Обследование эмоциональной сферы ребенка
Приведенные задания позволяют исследовать эмоциональное развитие детей (в пределах обозначенных эмоций). Если во время выполнения заданий у ребенка проявляются замкнутость, резкая смена настроения, частые вспышки раздражения, гнева, то это свидетельствует о том, что ему необходимы внимание и особый ...