Золотая педагогика

Особенности проявления интереса дошкольников к познавательной книге математического содержания и рабочим тетрадям

Другое о педагогике » Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе ознакомления с формой и величиной » Особенности проявления интереса дошкольников к познавательной книге математического содержания и рабочим тетрадям

Интерес детей к познавательной книге изменяется на протяжении всего дошкольного периода. Он зависит от развития восприятия и накопления опыта рассматривания иллюстраций и слушания литературных сюжетов. В данном аспекте исследования в области восприятия дошкольниками литературы (А. В. Запорожец, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, А. М. Леушина, Л. М. Гуро-вич и др.) и иллюстраций (Е. А. Флерина, В. А. Езикеева, В. Я. Кионова и др.) позволяют выделить общие особенности проявления интереса к книге, понимания сюжета, изображения детьми разных возрастных групп.

В младшем дошкольном возрасте дети проявляют ярко выраженный и эмоционально положительно окрашенный интерес к книге (Л. М. Гурович, Н. X. Швачкин и др.). Изображение (иллюстрация) облегчает понимание сюжета, является первичным по отношению к слову (Е. А. Флерина, В. А. Езикеева, В. Я. Кионо-ва). Детей привлекают книги, альбомы, в которых много ярких крупных иллюстраций.

Согласно исследованиям, дети данного возраста не могут адекватно воспринимать мелкие и нереалистичные изображения с большим числом мелких деталей, выполненных темными и ненасыщенными цветами. Сложная композиция рисунка (наличие нескольких планов, заслоняемость предметов, искажение пропорций, неточная передача формы предметов) недоступна для детей. Так как восприятие в данном возрасте ситуативно, эмоционально и «глобально», младшие дошкольники не видят деталей (большого числа углов у фигуры), не замечают разницы пространственного расположения предметов на двух картинках и т. п.

В данном возрасте дошкольники с интересом рассматривают предметы, различающиеся несколькими свойствами; сюжетные картинки в книгах, на которых изображены противоположные проявления свойств и отношений (выше — ниже; больше — меньше); в совместной деятельности со взрослыми называют некоторые свойства, но их привлекают действия с реальными предметами. Для успешного различения свойств детям необходимо практическое обследование, «манипулирование» с предметом, так как точность различения свойства зависит напрямую от степени обследования предмета. Дети осваивают некоторые простые способы сравнения — наложение и приложение, что применяется ими в процессе рассматривании иллюстраций книг (приложить полоски, провести пальцем).

Использование рабочих тетрадей осложнено рядом моментов: недостаточный уровень развития моторики в данном возрасте снижает возможность использования заданий на дорисовывание; невысокие показатели произвольности и самостоятельности ограничивают время и автономность выполнения заданий. Дети нуждаются в постоянной активизации действий со стороны взрослого. Нецветные и мелкие элементы и образы не вызывают интереса у младших дошкольников.

Повышение самостоятельности, развитие логического мышления, показателей произвольности обеспечивает изменение отношения к занятиям с использованием рабочих тетрадей. Дети начинают ценить наличие «своей собственной» тетради, стремятся аккуратно выполнять задания, гордятся успехами (хвалятся друг перед другом, показывают результаты воспитателю и родителям). Как правило, детей не привлекают однотипные задания, представленные на одной странице. Дошкольники быстро теряют интерес к ним, могут увлечься рассматриванием других страниц, если задания аналогичны.

Образование, педагогика, воспитание:

Анализ профессионального образа педагога на примере средней общеобразовательной школы
Учитывая, что не каждый педагог целенаправленно задумывается о формировании собственного профессионального имиджа, следует при исследовании акцентировать внимание педагогов на определенные высказывания, касающихся восприятия учащимися некоторых характеристик личности педагога. Суждения, представлен ...

Становление пейзажа как жанра изобразительного искусства
В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого - воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Кроме того, пейзаж - это конкретное художественное произведение в живописи или графике ...

Определения равномерно сходящихся функциональных последовательностей и рядов
Опр.5. Последовательность функций равномерно сходится на множестве Х к предельной функции , если . Опр.6. Функциональная последовательность называется равномерно сходящейся на множестве X, если существует функция , в которой она равномерно сходится на множестве X. Обозначение: . Геометрический смыс ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru