Хозяйственно-экономическая функция семьи включает в себя следующие основные компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, накопление частносемейного имущества и обеспечение его наследования, формирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности.
Весьма серьёзную роль в воспитании играет умело организованный досуг.Социальная роль его заключается в том, что он служит средством восстановления физических и духовных сил человека, подготавливает его к дальнейшей трудовой и общественной деятельности. Семейный досуг включает в себя: просмотр телепередач, слушание радио, чтение, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми; посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного совместного отпуска; туристические походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.
Повышению роли досуга способствует благоприятный уклад семейной жизни: взаимное поддержание здоровья, жизненного тонуса, правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между её членами, планирование труда и отдыха.
Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. В семье воспитываются и взрослые, и дети Поэтому воспитательная функция имеет три аспекта: первый – передача взрослыми членами (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) детям накопленного социального опыта (семья как институт первичной социализации); второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена в течение всей его жизни; третий аспект – постоянное влияние детей на родителей (и других членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
В последнее время социологи и психологи, помимо традиционных, всё чаще отмечают коммуникативную функцию семьи. Можно назвать следующие ее компоненты: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой коммуникации, литературой, искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер её восприятия.
Внутрисемейное общение оказывает сильное влияние на все стороны жизни семьи. Для него характерны особая доверительность, поиск моральной защиты и сопереживания, психофизиологический комфорт. Тенденции нового времени влекут за собой обогащение, умножение содержания функций. Так, К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский ведут речь о появлении производительно-трудовой (или экономической) функции. Авторы отмечают, что трактовка семейного труда только как хозяйственно-бытового (с акцентом на домашнее хозяйство) требует серьёзных корректив в свете современных социальных процессов.
Неоднозначность освещения данной темы в изученной нами литературе позволяет предположить: во-первых, высвечивается многомерность проблемы; во-вторых, в какой-томере, очевидно, имеет место смещение социальных ролей и функций семьи; в-третьих, эти исследования создают общие предпосылки для специальных исследований по семейной проблематике, имею тважное методологическое значение, так как позволяют определить не только направленность процессов, протекающих в современной семье, но дают возможность выявить ценностные ориентации, которыми руководствуются члены семьи в своем поведении, и в каком соотношении они находятся с ценностями, принятыми в обществе.
Таким образом, даже краткий обзор научной литературы в этой области позволяет констатировать сложность самого явления «семья», живущей по законам системно-функциональной достаточности, её наличное состояние в связи с теми изменениями, которые происходят в обществе и, естественно, находят своё отражение в семье, влекут за собой существенные сдвиги в структуре семьи, её потребностях и функциях.
Важнейшие перемены в развитии семьи и семейных отношений, как отмечает А.Г. Вишневский, следующие: видоизменение функций семьи, ее состава и размера; изменение структуры власти в семье и характера внутрисемейных отношений; изменение характера взаимодействия семьи с другими социальными институтами; изменение индивидуальных стратегий семейной жизни. Данные изменения можно оценивать с разных точек зрения, но все они имеют общую доминанту: в них отражается меняющееся соотношение личности и общества.
Образование, педагогика, воспитание:
Система образования Ирландии
В Ирландии действует более 3000 начальных, свыше 800 средних, более 150 языковых школ, 14 технологических институтов, несколько частных педагогических и бизнес-колледжей, семь университетов. Все учебные заведения контролируются на государственном уровне специальными органами, которые следят за соот ...
Методические рекомендации по проведению
практических занятий
Концепция целенаправленного развития у студентов готовности к самообразованию приводит к тому, что самостоятельная деятельность студентов, управляемая и организуемая, тесно смыкается с образованием, которое является составной и закономерной частью целостной ситемы учебно-воспитательной работы. В ра ...
Инновационные процессы в России в конце 20 – начале
21 вв
Современные инновационные процессы в российском образовании обусловлены противоречиями, обострившимися на рубеже 70–80-х годов ХХ в., когда в отечественной школе с очевидностью стали проявляться признаки кризиса и застоя. Эти признаки обнаруживались в спаде интересов школьников к учебе, в упадке шк ...