Золотая педагогика

Характеристика теоретических подходов к функциям семьи в современном социуме

Другое о педагогике » Специфика профессионального взаимодействия социального педагога с семьей » Характеристика теоретических подходов к функциям семьи в современном социуме

Страница 3

По мере развития общественных отношений обогащаются и семейно-брачные. Это ведёт к изменению содержания функций семьи. Одни из них усложняются, видоизменяются, как, например, воспитательная, психологическая функции. Другие становятся соподчинёнными (распределение функциональных обязанностей). Это отнюдь не означает отмирания любой из названных функций. Просто речь идёт о новом внутреннем содержании в жизнедеятельности семьи. Все они в качестве составных входят в уклад жизни семьи, отвечают её социально-нравственному назначению. От того, как понимают родители семью, каков семейный уклад, зависит направленность и характер семейного воспитания.

В современных условиях семью нужно рассматривать во всей совокупности присущих ей функций. Поскольку в реальной семейной жизни указанные выше функции и отношения выступают в единстве, слитно, находятся в органической взаимосвязи, то и воспитательный заряд, который они несут, выступает как целостный процесс воздействия семьи, семейных отношений на развитие личности ребёнка.

Семья в силу своей социально-биологической природы является первичным институтом социализации человека, опосредующим звеном между социальными нормами и процессом развития личности. Воспитательный потенциал семьи реализуется в функциях. Она воспитывает так, как функционирует. Однако для того, чтобы семья стала действительно стабильной, могла успешно выполнять свои социальнозначимые функции, необходимы серьёзное и всестороннее содействие семье, помощь и поддержка. Воспитательная функция семьи может быть представлена следующими компонентами:

- осознание родителями ответственности за воспитание; ориентация на общечеловеческие ценности; направленность воспитательных усилий в будущее и соотнесение их с требованиями, которые ставит перед ребёнком его дальнейшая жизнь;

- наличие у отцов и матерей психолого-педагогических знаний о задачах и методах воспитания детей; способность изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями обстоятельств жизни ребёнка;

- умение понять своего ребёнка и помочь, тепло относиться к нему; уважительное отношение к нему и его праву на самостоятельность; умение объективно оценивать своего сына или дочь;

- знание родителями своего ребёнка;

- регулярность контакта семьи и школы через посредничество социального педагога, взаимосотрудничество и взаимообучение; самоорганизация и саморегуляция родителей; самообразование и самовоспитание. В конечном итоге они являются показателями психолого-педагогической культуры семьи.

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей—устойчивость его результатов. Так, позитивный характер воспитания родителями детей раннего и дошкольного возраста положительно потом отражается на их учёбе, трудовой деятельности. Отношения родителей между собой, ихотношение к детям, внутрисемейная атмосфера в целом-всё это является для детей незаменимой школой отцовства и материнства. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Оно продолжается всю жизнь.

В семье три группы детерминант существенно влияют на личность ребёнка: среда, деятельность и семейное воспитание.

Социальная среда включает макро- и микросреду. Соотношение макро-и микросреды-одно из проявлений диалектики общего и особенного. Сущностью первой являются господствующие в обществе производственные отношения, а также те элементы общественной надстройки, которые выступают по отношению к формирующейся личности как объективные, не зависящие от её воли и сознания. Микросреда (микросоциум) есть непосредственное окружение человека, повседневно воздействующее на его сознание и поведение, важнейший фактор, ускоряющий или сдерживающий процесс самореализации личности. Характеристика конкретного общества формирует ту социальную среду, в которой существует семья. Избежать влияния среды на индивида невозможно.

Семья на всех этапах жизни человека –один из важнейших компонентов в микросоциуме. В качестве непосредственного социального окружения она обладает максимальными по сравнению с любым другим институтом воспитания возможностями для постепенного приобщения детей к нравственным ценностям, введения их в сложный и противоречивый мир.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Справочная и научно-популярная литература и методика их использования. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
Обучение пользованию справочниками по математике, справочными таблицами и другой справочной литературой должно найти своё место при изучении математики в средней школе. Справочники необходимы по той причине, что для запоминания выбирается первостепенное, необходимое для изучения дальнейшего курса, ...

Организация работы по взаимодействию с родителями
Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей. Поэтому до сведения всех специалистов ДОУ доводятся особенности содержания работы с родителями по оздоровлению, развитию и воспитанию детей в учреждении (в зависимо ...

Опытно-экспериментальная работа по обучению самостоятельному чтению иноязычных художественных текстов учащихся старших классов
Разработанная нами научно-обоснованная модель обучения учащихся самостоятельному чтению художественных текстов лингвострановедческого содержания была апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы в 10 классе школы №.28 Основная цель - проверка выдвинутой гипотезы исследования и определение ст ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru