Золотая педагогика

Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде

Страница 5

По направленности использования самой технологии выделяют четыре категории технологий:

1. Социальные (управленческие) здоровьесберегающие технологии направлены на изменение социокультурной среды;

2. Организационные здоровьесберегающие технологии направлены на изменение организации жизнедеятельности;

3. Содержательные здоровьесберегающие технологии направлены изменение содержания деятельности;

4. Целеформирующие здоровьесберегающие технологии направлены на изменение мотивации деятельности.

Классификация здоровьесберегающих технологии по характеру реализации включает: 1) директивные (закрытые), 2) недирективные (открытые, свободные).

Разнообразие оснований для классификаций здоровьесберегающих технологий, наличие многочисленных авторских подходов к классификации вызывают дополнительные трудности для их планирования и качественной реализации в образовательных средах.

Очевидной целью использования здоровьесберегающих технологий является создание психолого-педагогических условий обеспечивающих своевременное и полноценное психическое личностно-духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, лежащие в основе психологического здоровья.

Технологический проект, как правило, предполагает мониторинговую оценку результатов, сопровождающуюся рефлексией с целью учета неудач в последующей деятельности или перехода на другие технологии. Применительно к ДОУ – это формирование компетентности ребенка дошкольного возраста как одной из базисных характеристик личности ребенка дошкольного возраста. Которые включают в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную компетентность и компетентность в плане физического развития. Компетентность коммуникативная проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. Компетентность социальная позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Компетентность интеллектуальная характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям. Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами. Компетентность ребенка в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представления о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений; испытывая недомогание, может сообщить о нем; владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Формирование здоровьесберегающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в системе образования опирается на некоторые высказанные в литературе принципы, среди которых называют следующие.

Принцип гуманистической направленности, основанный на признании самоценности личности и создании психолого-педагогических и социальных условий для ее гармонически здорового и устойчивого развития и саморазвития.

Принцип системности развития здоровья и комплексности использования здоровьесберегающих технологий. Системность задач должна отражать взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (неравномерность) их развития. Реализация принципа системности развития возможно только при условии комплексного использования здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, при выборе здоровьесберегающих технологий и приемов необходимо учитывать следующие характеристики:

1) особенности реальной социальной ситуации развития ребенка: например, круга общения ребенка, включая сверстников и взрослых, семейное окружение т.д.;

2) уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития;

3) уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизацию.

Ориентация на «индивидуальную норму» в рамках «возрастной нормы» должна характеризовать отбор и использование здоровьесберегающих технологий.

Выделяют также принцип целостности и непрерывности использования здоровьесберегающих технологий. Процесс развития ребенка имеет непрерывный характер, и проведение здоровьесберегающих мероприятий должно быть систематической и постоянной работой по заботе о детском здоровом развитии.

Предполагается, что принцип деятелъностного подхода связан с тем, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития служит та или иная деятельность. Суть его заключается в том, что главным способом приложения здоровьесберегающих технологий является организация активной деятельности самого ребенка и его активной совместной деятельности с взрослым и сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Игра как средство развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений. Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом поз ...

Цель и задачи констатирующего эксперимента. Характеристика детей, участвующих в экспериментальном исследовании
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление нарушений формирования фонетико-фонетических процессов у дошкольников старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Подобрать методические рекомендац ...

Типы педагогических задач и их характеристика
По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные. Стратегические задачи - это своеобразные "сверхзадачи". Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом п ...

Навигация по сайту

© 2022 Copyright www.ecsir.ru