Золотая педагогика

Понятие "эвристическая технология" в психолого-педагогической литературе

Другое о педагогике » Использование эвристической технологии в образовательном процессе начальной школы » Понятие "эвристическая технология" в психолого-педагогической литературе

Страница 1

Термин "эвристика" происходит от греческого heuresko - отыскиваю, открываю. В настоящее время используется несколько значений этого термина. Эвристика может пониматься как:

1) научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений не существует);

2) приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся, например, на точные математические алгоритмы;

3) метод обучения;

4) один из способов создания компьютерных программ.

В одних источниках указывается, что понятие "эвристика" впервые появилось в трудах греческого математика Паппа Александрийского, жившего во второй половине III века нашей эры, в других приоритет первого упоминания отдается трудам Аристотеля.

Многие авторы упоминают вклад в эвристику Раймонда Луллия (ок.1235 - ок.1315), который еще в XIV в. пытался создать машину для решения различных задач на основе всеобщей классификации понятий.

В своих исследованиях природы научных открытий, Имре Лакатос (1922-1974) ввел понятия позитивной и отрицательной эвристик. В рамках научной школы некоторые правила предписывают, какими путями следовать в ходе дальнейших рассуждений. Эти правила и образуют позитивную эвристику. Другие же правила говорят, каких путей следует избегать. Это - отрицательная эвристика.

Все же основой эвристики является психология, особенно тот ее раздел, который получил название психологии творческого или продуктивного мышления. Например, использование эвристических методов технического творчества (прямая и обратная мозговая атака, метод эвристических приемов и метод морфологического анализа и синтеза) в компьютерной инженерии позволяют развить творческое воображение и способности учащихся сделать первые шаги к изобретательству - созданию новых технических решений.

Прилагательное "эвристический" произведено от слова эвристика (от эврика - “нашел, открыл”) - наука о процессах и методах открытия нового.

В эвристической технологии цель формулируется учащимся самостоятельно или с помощью учителя, но она исходит из внутренней потребности, мотива и тогда - цель, как правило, одна - "усвоение, присвоение изучаемого содержания темы". Затем совместно определяются задачи "что нужно сделать, чтобы усвоить тему, т.е. достичь цели?". Мы считаем, что это могут быть, например, такие задачи: "что узнать, какие знания?", "что воспроизвести, понять? В чем сущность изучаемого?", "Чему научиться? как и где применять изученное содержание?".

Известные педагоги советского периода (В.А. Сухомлинский, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, А.Н. Тубельский) уделяли огромное внимание развитию творческих способностей учащихся средствами активных форм и методов обучения: проблемные экскурсии и прогулки; творческие конспекты, составление опорных сигналов, творческие книжки и дневники, уроки "открытых мыслей". Все это способствовало развитию творческой активной личности учащихся.

Результаты анализа ряда исследований Л.М. Фридмана, Е.Н. Турецкого позволили выявить следующие функции эвристической технологии:

самостоятельное усвоение знаний и способов действий;

развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию;

видение новой проблемы в традиционной ситуации;

видение новых признаков изучаемого объекта;

преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых);

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Урок истории в практике школы
В данной главе рассматривается современный урок истории на практике. Здесь изложены наблюдения и применяемые автором на практике, основные составляющие принципы и теоретические основы современного урока истории. В предыдущей главе рассматривались основные теоретические положения современного урока ...

История становления и развития музыки православной церкви на Украине и в России
Вопросам истории церковного пения в России и на Украине посвящён ряд работ, созданных в большинстве своём в XIX , начале ХХ веков. Это исследования Д. Аллеманова, В. Металлова, А. Преображенского, Д. Разумовского, Н. Финдейзена. Во второй половине ХХ века эта сфера музыкальной культуры рассматривал ...

Методики изучения психологической готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
При изучении психологической готовности к школьному обучению целесообразно использовать комплексный подход, в котором осуществляется диагностика эмоционально-волевой сферы, умственной и мотивационной готовности. Диагностика эмоционально-волевой готовности включает определение уровня эмоционально-во ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru