Золотая педагогика

Методологические основы применения информационных технологий в процессе преподавания информатики в начальной школе

Другое о педагогике » Использование информационных технологий при разработке дидактических игр по информатике в начальной школе » Методологические основы применения информационных технологий в процессе преподавания информатики в начальной школе

Страница 5

Таким образом, несмотря на многообразие применяемых в средней школе форм организации обучения с использованием средств ИТ (научно-исследовательская и проектная деятельность, самостоятельная работа учащихся и пр.), урок остается основной формой обучения в начальной школе.

Исходя из перечисленных выше основных принципов проектирования урока с использованием ИТ и ОЭР, можно выделить следующие этапы его конструирования .

1. Концептуальный этап. Здесь определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение следующих результатов:

– формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний;

– формирование умений;

– контроль усвоения и т. д.

Исходя из содержания урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств ИТ и ОЭР в образовательном процессе. Так, она может быть вызвана:

– дефицитом источников учебного материала;

– возможностью представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);

– необходимостью наглядной визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

– необходимостью работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов для их исследования в интерактивном режиме;

– необходимостью формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности;

– созданием условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (экспериментально-исследовательская и проектная деятельность, игровые, состязательные формы обучения и т. д.);

– необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.

В соответствии с указанными аргументами выбираются необходимые образовательные электронные ресурсы конкретного методического назначения: обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, тренажеры, учебно-игровые и т. д.

2. Технологический этап. На основе сформулированных требований к ОЭР по дидактическим целям и методическому назначению проводится их многофакторный анализ и отбор. Выбирается также форма урока (урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект, урок-игра и т. д.). Кроме того, проводится более детальный анализ (в том числе, возможно, доработка или модернизация) электронного ресурса (ресурсов) с учетом принципа генерализации информации, изучается сопроводительная инструктивно-методическая документация, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с имеющимися ОЭР в учебном процессе.

Именно на этом этапе учитель определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства). Конечно, в идеале желательна независимость от материально-технического обеспечения, предоставляемого в распоряжение учителя, но, увы, на практике это далеко не так. И чаще учитель скован обстоятельствами, чем свободен в выборе аппаратных средств.

3. Операциональный этап. Выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель – учащийся – ОЭР – учебный материал) и их функциональные взаимосвязи.

На данном этапе проводится детализация функций, возлагаемых на средства ИКТ, и способов их реализации, а также выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом и обучающим. Осуществляется поэтапное планирование урока, для каждого из его этапов определяются цель, длительность, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности, форма промежуточного контроля и т. д., на основании чего заполняется технологическая карта (приложение В).

Каждый этап урока с использованием средств ИТ и ОЭР – это завершенный блок, в начале которого должен присутствовать организационный момент; в противном случае эффективность обучения заметно снижается. Целесообразно продумать организацию занятия таким образом, чтобы учащиеся практически одновременно заканчивали тот или иной вид работы за компьютерами. Это позволит организованно перейти к следующему этапу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Диагностика уровней эвристического мышления детей младшего школьного возраста
Для изучения использования эвристической технологии в образовательном процессе нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла на базе МОУ СОШ №2 города Ишима и проводилась в три этапа: На первом - констатирующем - этапе определялся исходный уровень развития эвристического мыш ...

Связь показателей эмоционально-волевых свойств с успешностью обучения
В литературе имеются данные, характеризующие взаимосвязь успешного овладения знаниями детьми с теми или иными чертами незрелости их эмоционально-волевой сферы. Так, дети с астеническими, т.е. пассивными или угнетенными состояниями, которых много среди неуспевающих школьников, при выполнении заданий ...

Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста
К специальным задачам сенсорного развития можно отнести: развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, восприятие пространства и времени); формирование системы перцептивных действий; формирование зрительно-моторной координации, межсенсорных связей и перцептивных о ...

Навигация по сайту

© 2021 Copyright www.ecsir.ru