Золотая педагогика

Методологические основы применения информационных технологий в процессе преподавания информатики в начальной школе

Другое о педагогике » Использование информационных технологий при разработке дидактических игр по информатике в начальной школе » Методологические основы применения информационных технологий в процессе преподавания информатики в начальной школе

Страница 6

4. Педагогическая реализация. Основная цель данного этапа – перевод педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения на основе средств ИТ требуется решение двух основных задач. Первая из них заключается в определении текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Вторая (задача управления познавательной деятельностью учащихся) – в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время либо максимального объема знаний за заданное время. На этапе урока, связанном с использованием средств информационных технологий, учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся. Не следует препятствовать обсуждению между учениками возникающих у них вопросов (запрет таких обсуждений обоснован лишь на этапе автоматизированного контроля), чтобы приобретенные на уроке знания стали для них личностно значимыми. Учитель же здесь – это скорее координатор, консультант по сложным вопросам, но не единственный источник информации.

Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.

Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств ИТ и ОЭР.

На первом этапе преподаватель проводит беседу, в процессе которой, например, вводятся новые понятия. После этого для определения исходной готовности учащихся к самостоятельной работе с ОЭР осуществляется промежуточный контроль, на основании которого, а также с учетом сформированности общеучебных навыков выдается индивидуальное задание и план-график его выполнения. Дополнительно может быть предусмотрена демонстрация специфики работы сданным электронным ресурсом.

На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством педагога, после чего приступают к реализации индивидуального плана, методическое значение которого трудно переоценить. Целью данного этапа может быть освоение или закрепление объясненного учителем материала, проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков. Роль учителя здесь – осуществление промежуточного контроля и корректировка индивидуального плана-графика либо образовательной траектории.

Следующий этап может включать в себя, например, работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Им может быть предложена проблемная ситуация или логическая задача, решение которых поможет достижению целей урока.

Заметим, что, в зависимости от конкретного урока, указанные этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе с электронным ресурсом, а сама эта работа станет уже «кульминацией» урока.

Таким образом, применение новых технологий в образовании должно рассматриваться как стратегическое, управленческое решение, ориентированное на формирование и развитие новой образовательной системы, направленной на повышение качества образования, повышать мотивацию обучения, способствовать углублению межпредметных связей.

Анализ теоретических источников и практического опыта позволяют сделать вывод, что, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Конструирование урока с использованием ИТ и ОЭР требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности, а именно (и прежде всего) информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе подготовки к уроку, а также организационных и мобилизационных умений на этапе его педагогической реализации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Образование, педагогика, воспитание:

Сущность и специфика педагогической задачи
С незапамятных времен понятие "задача" используется и в теории, и в практике педагогики. Оно употребляется обычно для описания форм предъявления учебного материала и специальных учебных заданий. Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную ед ...

Особенности речи детей младшего школьного возраста по сравнению с нормально развивающимися сверстниками
В младшем школьном возрасте у детей с легкой степени умственной отсталости отмечается недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. Произносительная сторона речи Недоразвитие речи прежде всего ...

Гражданская активность и особенности ее формирования у учащихся школы надомного обучения
В настоящее время в России на государственном уровне признано, что гражданско-правовое образование является одним из приоритетных направлений образовательной политики. Существует программа воспитания демократической гражданственности и образования в области прав человека, принятая Советом Европы 15 ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru