Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за деятельностью взрослых рождает желание делать тоже самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка самостоятельным.
Профессор И.Ф.Свадковский в книге «Воспитание у детей трудолюбия» пишет: «…простейшая трудовая операция производит серьезные изменения в психологии и физических способностях ребенка. Эта операция как бы неумеющим человеком, после нее стал умеющим человеком».
В.А. Сухомлинский, называя воспитание и развитие навыков самообслуживания и самостоятельности гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно,- вложил в это определение глубочайший смысл. Воспитание навыков самостоятельности у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко. Потому что ничто не дает человеку такого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна это радость лишь тому, кто любит труд.
Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников - процесс длительный, в связи с этим, одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, поэтому воспитание навыков самостоятельности необходимо планировать в режиме дня. Огромное значение режиму дня придавал выдающийся педагог А.С.Макаренко. Он считал, что режим - это средство воспитания, правильный режим должен отмечаться определенностью, точностью и не допускать исключений. Наблюдения показали, что в тех детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне показатели работоспособности и развития детей высоки.
А самое главное по режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание маленьким детям отводится больше, чем детям более старшего возраста, так как эти навыки у старших детей уже сформированы. Из этого важно подчеркнуть, что возрастные особенности и индивидуальные способности детей играют важную роль в режиме дня.
Бесспорно и то, что культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Воспитание навыков самостоятельности и самообслуживания у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития крепкого ребенка. Так для ребенка становится важным качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, не отвлекаться. Здесь начинают формироваться такие волевые качеств личности, как целеустремленность, организованность, выдержка, дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность.
Образование, педагогика, воспитание:
Цели и задачи профильного обучения
В наше время одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России остаётся переход к старшей профильной школе. Необходимость перехода старшей ступени на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ...
Задачи и содержание словарной работы
Методика словарной работы в начальной школе предусматривает следующие направления: 1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов. Причем установлено, что ежедневно учащийся должен прибавлять к своему словарю на уроках родного языка 4— 6 слов; 2) уточнение словаря, т. ...
Паронимы в русском языке
Паронимы (гр. para - возле + onima - имя) - это однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись - роспись, одеть - надеть, главный - заглавный. Паронимы, как правило, относятся к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. Паронимам ...