Золотая педагогика

Анализ результатов исследования особенностей звукопроизношения

Страница 1

На первом этапе нашего исследования мы провели исследование звукопроизношения.

Анализируя полученные данные по исследованию звукопроизношения, мы выявили, что у детей экспериментальной группы нарушено звукопроизношение у всех детей (100%).

Все данные о дефектах произношения мы поместили в таблицу.

Обследование звукопроизношения позволило сделать вывод о том, что дети с ФФН значительно хуже владеют нормативным звукопроизношением, чем дети этого возраста без ФФН, что свидетельствует о недоразвитии речеслухового анализа у детей. Наибольшее число ошибок связано со смешением звуков (чаще свистящих и шипящих: [с]- [ш]; [з]- [ж]; [с]- [ч]; [с]- [щ], а также сонорных [л]- [р]). Также встречалось искаженное произношение звуков (призубный и боковой сигматизм, увулярное произношение [р], двугубное [л]) смешение звуков. Исследования речевой моторики показали, что движения языка характеризуются неточностью, излишним напряжением или вялостью, трудностью удержания позы, переключения от одного движения к другому. Речь детей часто была аритмичная, смазанная. В то же время отдельные слова и слоги дети могли произносить четко. Наибольшие трудности дети испытывали при произнесении слов и фраз, содержащих звуки, близкие по артикуляции или звучанию. Предположительно, причина трудностей кроется в недоразвитии слуховой дифференциации (фонематического восприятия).

В контрольной группе звукопроизношение нарушено у 20% детей. У этих детей звук р находится на стадии автоматизации, поэтому при проверке звукопроизношения встречались замены этого звука на л’. Дети замечали ошибки и пытались их исправить.

На следующем этапе мы провели исследовании состояния фонематического восприятия.

В ходе проведения первого задания (восприятие и дифференциация изолированных звуков) нами были получены следующие результаты: 30% детей имеют нарушение восприятия тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи. Так Вадим О. при обследовании звука с поднимал флажок на звук з который отсутствует у него в речи и на звук с, который является его заменителем, при обследовании звука т поднимал флажок и на ц который отсутствует в речи и на т, являющийся его заменителем, при обследовании звука л который заменяет (J) поднимал флажок либо правильно, либо пропускал звук говоря: «Такого нет»; при обследовании звука ш поднимал флажок на звуки ш, ж, щ, которые смешивает в речи. Катя А. при обследовании звука т поднимала флажок на звук ц (отсутствующий) звук т (его заменитель) и звук ч, который в речи заменяет мягким ть; при обследовании звука л поднимала флажок на р (отсутствующий) и на л (заменитель), при обследовании звука ш поднимала флажок на звуки ш, с, щ, которые смешивает в речи. Никита О. при обследовании звука ц поднимал флажок на ц (отсутствующий) на т (его заменитель) и на ч который заменяет мягким ть. При обследовании звука ж (отсутствующего) поднимал флажок только на звук з (его заменитель). При обследовании звука б поднимал флажок на б и п (являющийся заменителем), а при обследовании звука в на в и ф (являющийся заменителем).

70 % детей имеют нарушение фонематического восприятия не только тех звуков, которые заменяются и смешиваются в речи, но и тех которые в речи присутствуют, и произносятся правильно, как изолировано, так и в речевом потоке.

Так Оля Ф. при обследовании звука с являющегося в речи заместителем звуков з и ц поднимала флажок слыша любой из трех звуков, при обследовании р поднимала флажок на р и л (заменитель), при обследовании звука г поднимала флажок на г и к(заменитель). Кроме этого у девочки оказалось нарушенным восприятие звуков б –п и т-д которые произносятся правильно как в изолированном варианте так и в речи. У Паши Ж. кроме звуков ц и з заменяемых с и звука г заменяемого к, оказалось нарушено восприятие звуков ш, щ, с(при обследовании звука ш он поднимал флажок на все три звука), а вот восприятие звука л который он заменяет мягким ль или (J) оказалось сохранным. У Егора К. кроме нарушения фонематического восприятия ц и д заменяемых на т, р заменяемого на л и смешиваемых звуков ш, ж, щ оказалось нарушенным восприятие з и с, при обследовании звука з он поднимал флажок на оба эти звука. У Марины В. Кроме нарушения звуков р и д которые она заменяет л и т и звука з который она заменяет звуком с, оказалось нарушено восприятие звуков б-п, в-ф и ш-щ-ч. У Матвея К. кроме звуков ц и з, которые он заменяет на с и звука г который заменяет на к оказалось нарушено восприятие ш-щ-ж. У Димы З. при обследовании звука г поднимала флажок на г и к(заменитель), при обследовании звука с являющегося в речи заместителем звуков з и ц поднимала флажок слыша любой из трех звуков. Кирилл М. при обследовании звука с поднимал флажок на звук з который отсутствует у него в речи и на звук с, который является его заменителем, при обследовании звука т поднимал флажок и на ц который отсутствует в речи и на т, являющийся его заменителем, при обследовании звука л который заменяет (J) поднимал флажок, оказалось нарушено восприятие звуков б-п, в-ф и ш-щ-ч.

Страницы: 1 2 3 4 5

Образование, педагогика, воспитание:

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира
Большие возможности для развития умения применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи дает курс «Окружающий мир» по программе «Начальная школа XXI века». Н.Ф. Виноградова обращает внимание на то, что наличие знаний, усвоение какой-либо информации является существе ...

Понятие и структура межкультурной компетенции
Глобализация – это процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Суть глобализации заключается в расширении взаимосвязей и ...

Учебный комплект по русскому языку авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной
Начиная с 1997 года, в практику школьного преподавания русского языка в начальных классах вошел учебный комплекс авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. В "Пояснительной записке" программы определена основная цель курса - " развитие личности ребенка на основе формирования ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru