Среди разнообразных методов и средств совершенствования процесса обучения в высшей школе, а также интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности важное место отводится использованию технических средств обучения (ТСО).
ТСО - это совокупность технических устройств и дидактических материалов, используемых в учебном процессе в качестве средства повышения эффективности обучения. Ни отдельное устройство, ни дидактический материал, взятые сами по себе, не могут выступать как технические средства обучения, становятся таковыми в результате их “соединения".
На лекционных занятиях целесообразно использовать технические средства предъявления информации (ТСПИ). К таким ТСПИ относятся следующие технические устройства: графопроектор, видеопроектор, учебное телевидение (телевизор, компьютер), ПО ЭВМ.
Вся вышеперечисленная аппаратура составляет материально-техни-ческую базу факультета математики и информатики СГПИ и является доступной для преподавателей факультета.
Но не только свободный доступ к этим средствам обучения обуславливает их использование в учебном процессе. Каждое из них имеет свои технические характеристики, которые позволяют с разной степенью эффективности предъявлять информацию. Преимущества и недостатки графопроектора и видеопроектора были выявлены преподавателями вуза при проведении лекций в течение длительного срока.
В последние годы все более прочные позиции завоёвывает учебное телевидение как одно из основных технических средств предъявления учебной информации. Подключение телевизоров к компьютеру позволяет выводить на их экраны изображение с экрана дисплея. Таким образом, информация, предъявляемая на лекциях, может храниться на дискетах и дисках. Это создаёт большие преимущества компьютеру перед другими средствами обучения - огромная информационная ёмкость видеодиска, высокое качество воспроизведения на экране телевизоров, возможность организации управления выводом нужных кадров, малое время поиска кадров.
В ходе исследования был создан электронный конспект фондовых лекций по теме "Функциональные последовательности и ряды", предназначенный для демонстрации материала при проведении лекционных занятий, по содержанию не отличается от электронного конспекта фондовых лекций для подготовки к лекционными практическим занятиям, коллоквиумам, контрольным работам, к текущему экзамену за семестри государственному экзамену, но текст набран 36-м шрифтом, что обеспечивает студентам возможность воспринимать материал без лишнего напряжения, позволяет сделать процесс обучения более эффективным.
Материалы фондовых лекций по вышеуказанной теме в электронном виде были продемонстрированы студентам второго курса факультета математики и информатики СГПИ в осеннем семестре 2003-2004 учебного года. Лекции проводились с применением аудиторного телевизионного комплекса в большой поточной аудитории, рассчитанной на 120 человек. Используемый комплекс включал в себя два телевизора Samsung с диагональю 72 см и компьютер P-III в комплекте с дисководом и CD-ROMом.
Эффективность и удобство использования данных ТСПИ при проведении лекций очевидна: преподаватель видит лекции перед собой на экране дисплея компьютера и с помощью мышки или клавиатуры может передвигаться вверх и вниз страницы, в начало и в конец лекции с нужным темпом; преподаватель обращён лицом к аудитории - поддерживается контакт со студентами, появляется возможность подробных комментарий, а также постоянного контроля дисциплины; хорошая освещённость аудитории создаёт благоприятные условия; студенты, не успевающие записывать лекцию со слов преподавателя, могут переписывать лекционный материал с экранов телевизоров, не переспрашивая и не отвлекая вопросами преподавателя от хода его мыслей - тем самым экономится время, которое может быть использовано для контроля знаний; студенты, пропустившие лекции по уважительной причине, могут попросить преподавателя скопировать нужные лекции на их дискеты и затем распечатать их.
Необходимо отметить, что неотъемлемой частью проведения таких лекционных занятий является тщательная подготовка к ним, исключающая всякого рода неполадки и "накладки".
Поэтому преподавателю необходимо зараннее проверить исправность и качество работы технических средств, произвести расстановку телевизоров и подобрать размер шрифта таким образом, чтобы текст лекции хорошо просматривался с экранов телевизоров из любой точки аудитории. И уже непосредственно перед началом лекции производится подключение компьютера к телевизорам, активизация дискеты с текстом лекции и поиск нужных кадров. приходится порой брать на себя дополнительные функции по обеспечению внешних условий своей деятельности, без которых применение ТСО невозможно.
Образование, педагогика, воспитание:
О содержании и форме богослужебных песнопений
В отборе канонических текстов для песнопений Всенощной и Литургии прослеживается ориентация на определённое содержание. Она позволяет выделить отдельные группы жанровых типов интонирования. Ведущее место среди них занимает славление. Славление есть высший, абсолютно бескорыстный вид молитвы, оно яв ...
Понятие «аутентичный текст»
Проблема аутентичных материалов (текстов, в нашем случае), используемых в обучении иностранным языкам, вызывает много разногласий сама по себе. Само понятие «аутентичный текст» появилось в методике не так давно, что связано с современной постановкой целей обучения иностранному языку. В настоящее вр ...
Значение семейного физического воспитания в формировании здорового смысла
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий. В то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое ...