Золотая педагогика

Использование ТСО на лекционных занятиях

Страница 1

Среди разнообразных методов и средств совершенствования процесса обучения в высшей школе, а также интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности важное место отводится использованию технических средств обучения (ТСО).

ТСО - это совокупность технических устройств и дидактических материалов, используемых в учебном процессе в качестве средства повышения эффективности обучения. Ни отдельное устройство, ни дидактический материал, взятые сами по себе, не могут выступать как технические средства обучения, становятся таковыми в результате их “соединения".

На лекционных занятиях целесообразно использовать технические средства предъявления информации (ТСПИ). К таким ТСПИ относятся следующие технические устройства: графопроектор, видеопроектор, учебное телевидение (телевизор, компьютер), ПО ЭВМ.

Вся вышеперечисленная аппаратура составляет материально-техни-ческую базу факультета математики и информатики СГПИ и является доступной для преподавателей факультета.

Но не только свободный доступ к этим средствам обучения обуславливает их использование в учебном процессе. Каждое из них имеет свои технические характеристики, которые позволяют с разной степенью эффективности предъявлять информацию. Преимущества и недостатки графопроектора и видеопроектора были выявлены преподавателями вуза при проведении лекций в течение длительного срока.

В последние годы все более прочные позиции завоёвывает учебное телевидение как одно из основных технических средств предъявления учебной информации. Подключение телевизоров к компьютеру позволяет выводить на их экраны изображение с экрана дисплея. Таким образом, информация, предъявляемая на лекциях, может храниться на дискетах и дисках. Это создаёт большие преимущества компьютеру перед другими средствами обучения - огромная информационная ёмкость видеодиска, высокое качество воспроизведения на экране телевизоров, возможность организации управления выводом нужных кадров, малое время поиска кадров.

В ходе исследования был создан электронный конспект фондовых лекций по теме "Функциональные последовательности и ряды", предназначенный для демонстрации материала при проведении лекционных занятий, по содержанию не отличается от электронного конспекта фондовых лекций для подготовки к лекционными практическим занятиям, коллоквиумам, контрольным работам, к текущему экзамену за семестри государственному экзамену, но текст набран 36-м шрифтом, что обеспечивает студентам возможность воспринимать материал без лишнего напряжения, позволяет сделать процесс обучения более эффективным.

Материалы фондовых лекций по вышеуказанной теме в электронном виде были продемонстрированы студентам второго курса факультета математики и информатики СГПИ в осеннем семестре 2003-2004 учебного года. Лекции проводились с применением аудиторного телевизионного комплекса в большой поточной аудитории, рассчитанной на 120 человек. Используемый комплекс включал в себя два телевизора Samsung с диагональю 72 см и компьютер P-III в комплекте с дисководом и CD-ROMом.

Эффективность и удобство использования данных ТСПИ при проведении лекций очевидна: преподаватель видит лекции перед собой на экране дисплея компьютера и с помощью мышки или клавиатуры может передвигаться вверх и вниз страницы, в начало и в конец лекции с нужным темпом; преподаватель обращён лицом к аудитории - поддерживается контакт со студентами, появляется возможность подробных комментарий, а также постоянного контроля дисциплины; хорошая освещённость аудитории создаёт благоприятные условия; студенты, не успевающие записывать лекцию со слов преподавателя, могут переписывать лекционный материал с экранов телевизоров, не переспрашивая и не отвлекая вопросами преподавателя от хода его мыслей - тем самым экономится время, которое может быть использовано для контроля знаний; студенты, пропустившие лекции по уважительной причине, могут попросить преподавателя скопировать нужные лекции на их дискеты и затем распечатать их.

Необходимо отметить, что неотъемлемой частью проведения таких лекционных занятий является тщательная подготовка к ним, исключающая всякого рода неполадки и "накладки".

Поэтому преподавателю необходимо зараннее проверить исправность и качество работы технических средств, произвести расстановку телевизоров и подобрать размер шрифта таким образом, чтобы текст лекции хорошо просматривался с экранов телевизоров из любой точки аудитории. И уже непосредственно перед началом лекции производится подключение компьютера к телевизорам, активизация дискеты с текстом лекции и поиск нужных кадров. приходится порой брать на себя дополнительные функции по обеспечению внешних условий своей деятельности, без которых применение ТСО невозможно.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку
Личностно-деятельностный подход основывается на системном представлении явлений, содержание которых составляют исследования психологии, психолингвистики и гуманистической педагогики. Психологические основы подхода заложены работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина ...

Кабинеты гуманитарных дисциплин
В кабинетах гуманитарных дисциплин в современной школе необходим хотя бы один мультимедийный компьютер, а также проектор, экран, оверхед-проектор, слайд-проектор, видеоплеер, телевизор и музыкальный центр. А также комплекты видеофильмов, аудиокассет и программного обеспечения, портреты великих писа ...

Игровые технологии
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно соглас ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru