Золотая педагогика

Формы и методы формирования географических знаний о природе Родного края

Страница 2

Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

Экскурсии-экспедиции

Цель — найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, "читать" книгу природы.

Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе и почве местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.).

Объектами исследования могут стать такие объекты неживой природы как: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.

Для экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла; папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т. д.

Экспедиции планируются в подготовительной к школе группе в рамках изучения темы "Исследование природы".

Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Коллекционирование

Это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (уголь, гранит, кварц, слюда, известняк и т. д.).

Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании ("Что делают из гранита"; "Как получается стекло, железо?"; "Что такое уголь и почему его месторождения располагаются именно в Кузбассе?"; "Как он используется?"; "Как его добывают?" и т. д.).

Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски природы . открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Выставки и экспозиции

Цель их — ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и взрослыми.

Тематика может быть самой разнообразной: "Богатства недр нашей Земли"; "Мой город"; "Человек и его добрые дела на Земле"; "Родные просторы" и т. д.

На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.

Музей природы

Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции, отражающие знания о природе Родного края: минералы и горные породы (коллекции детей); окружающие реки и водоемы (иллюстрации); заповедники и памятники природы (фотографии); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).

Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые разнообразные темы.

Но ни один музей не заменит общения с живой природой. И здесь большое значение имеют наблюдения.

Наблюдения

Их цель — сформировать представление о сезонных явлениях в природе, показать взаимосвязи, существующие в природе, рельефе, почве, водоемах окружающей местности.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за водоемом можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (ручей, озеро, река); отличия друг от друга; значение в жизни человека; правила поведения в природе.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Формирование межкультурной компетенции учащихся как актуальная социально-педагогическая проблема
В основе богатства человеческой цивилизации лежит многообразие культур и языков, которые находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. В современном мире проблема взаимопонимания становится очень важной с развитием политических, экономических, научно-технических и культурных связей. Все боль ...

Кабинеты гуманитарных дисциплин
В кабинетах гуманитарных дисциплин в современной школе необходим хотя бы один мультимедийный компьютер, а также проектор, экран, оверхед-проектор, слайд-проектор, видеоплеер, телевизор и музыкальный центр. А также комплекты видеофильмов, аудиокассет и программного обеспечения, портреты великих писа ...

Использование метода проектов при обучении информатике в начальной школе
Таким образом, раскрыв содержание понятий: «метод», «метод проектов», « проект», «учебная тема», «мышление», «младший школьный возраст» и выявив особенности метода проектов, мы пришли к выводу о том, что использование данного метода на уроках информатики способствует более эффективному усвоению уча ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru