Золотая педагогика

Формы и методы формирования географических знаний о природе Родного края

Страница 2

Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

Экскурсии-экспедиции

Цель — найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, "читать" книгу природы.

Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе и почве местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.).

Объектами исследования могут стать такие объекты неживой природы как: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.

Для экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла; папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т. д.

Экспедиции планируются в подготовительной к школе группе в рамках изучения темы "Исследование природы".

Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Коллекционирование

Это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (уголь, гранит, кварц, слюда, известняк и т. д.).

Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании ("Что делают из гранита"; "Как получается стекло, железо?"; "Что такое уголь и почему его месторождения располагаются именно в Кузбассе?"; "Как он используется?"; "Как его добывают?" и т. д.).

Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски природы . открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Выставки и экспозиции

Цель их — ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и взрослыми.

Тематика может быть самой разнообразной: "Богатства недр нашей Земли"; "Мой город"; "Человек и его добрые дела на Земле"; "Родные просторы" и т. д.

На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.

Музей природы

Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции, отражающие знания о природе Родного края: минералы и горные породы (коллекции детей); окружающие реки и водоемы (иллюстрации); заповедники и памятники природы (фотографии); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).

Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые разнообразные темы.

Но ни один музей не заменит общения с живой природой. И здесь большое значение имеют наблюдения.

Наблюдения

Их цель — сформировать представление о сезонных явлениях в природе, показать взаимосвязи, существующие в природе, рельефе, почве, водоемах окружающей местности.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за водоемом можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (ручей, озеро, река); отличия друг от друга; значение в жизни человека; правила поведения в природе.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Отечественный опыт профильного обучения
Идея создания профильных школ не нова. Реальные гимназии, существовавшие в 19 веке в России, были прообразом будущих школ с профильными классами. Престижные спецшколы советского времени тоже были в определённой степени профильными. И за рубежом практика профильного обучения давно и успешно применяе ...

Типы учебных упражнений
Анализируя содержание существующих программ обучения, учебников для начальной школы можно отметить, что содержание программ нацелено на: - формирование у школьников приемов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации, обобщения); - на формирование умений д ...

Графика. Стили и материалы. Особенности выполнения графических работ
Во-первых, графика это искусство, основой которого является рисунок. Линия, пятно и светотень являются основными изобразительными средствами графики. График, используя контрасты только черного и белого в рисунке или гравюре, убедительно передает широкий слепящий поток открытого прямого света. Цвет ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru