Золотая педагогика

История возникновения игр-драматизаций в практике дошкольного образования

Другое о педагогике » Использование предметно-развивающей среды как условия обогащения игры-драматизации » История возникновения игр-драматизаций в практике дошкольного образования

Страница 1

В истории развития педагогической мысли игра человеческого общества переплеталась с культовым поведением, магией и религией, была тесно связана со спортом, военными и иными тренировками, а также с искусством. Философы, этнографы, культурологи, психологи, педагоги, социологи разработали ряд положений о социокультурном и педагогическом смысле игры как феномене культуры. Она развивалась на всем протяжении человеческой истории, приобретая различные качества и разные культурные смыслы. Исследователи игры – от Платона и Аристотеля до Канта и Шиллера, от Коменского и Ушинского до Хейзинга и Берна – подчеркивают ее универсальные возможности в воспитании личности.

В древности сложилось общее представление о жизни как игре, она служила одним из самых главных факторов развития и совершенствования народа. Платон, Аристотель, Квинтилиан указывают на значение игры в дошкольном детстве, подчеркивают ее универсальный характер, определяют условия, время и формы проведения в разные периоды детства, придавая огромное значение игре как средству эстетического, этического, интеллектуального, физического, художественного воспитания и развития ребенка, активно используют игровые приемы в обучении.

В период Средневековья игру представляли как нечто несерьезное, однако она пронизывала все ритуалы и праздничные церемонии, поскольку празднества карнавального типа и связанные с ним действа занимали в жизни средневекового человека огромное место (М. М. Бахтин). Для нашего исследования существенно, что в Средние века получает развитие игра-драматизация, возникшая как средство изучения латинского языка и воспитания в странах Западной Европы. В некоторых аббатствах уже в XIII в. детей привлекали к участию в мистериях, а в XIV–XV вв. они принимали участие в фарсах, шутках и комедиях.

В эпоху Возрождения, как и в период античности, стали появляться игровые методы обучения. Итальянские педагоги, в первую очередь Гуарино Гуарини, Витторино да Фельтре, Матео Берио, вновь увидели в игре действенный фактор развития ребенка. Переходный характер культуры эпохи Возрождения породил игровой стиль поведения и мышления, который получает дальнейшее развитие в XIX–XX вв.

С развитием общественных отношений и культурно-исторических условий изменялись представления об игровой деятельности. Так, большинство социалистов-утопистов XVI–XVII вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, Т. Кампанелла, К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье) считают, что главная функция игры заключается в украшении жизни, поэтому придают ей исключительно развлекательный характер, отводя весьма незначительную роль в обучении. Однако педагоги Просвещения восприняли идеи эпохи Возрождения об эффективности игрового метода в процессе воспитания (Мишель де Монтень, Ф. Рабле, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо), осознается эстетическая ценность феномена игры (И. Кант, Ф. Шиллер). Ценные мысли об игре высказывали Я.А. Коменский и М. Лютер, рекомендуя ее как средство обучения и развития личности.

В XIX в. изучением игр занимаются историки культуры, этнографы, психологи и педагоги. На этот период приходится расцвет деятельности немецкого педагога Ф. Фребеля, которого называют действительным основателем "школы игр", благодаря которому игра стала важной составной частью воспитания. В конце XIX – начале XX столетия появляются игровые концепции К. Грооса, К. Бюлера, Ф. Бойтендейка, Г. Спенсера, Д.А. Колоцца, Э. Гроссе, Й. Хейзинги. Авторы анализируют истоки игры с разных позиций, изучают ее во временной перспективе, поддерживая платоновскую концепцию игрового универсума.

Особый интерес для нашего исследования представляет изучение педагогического опыта использования игры-драматизации в разных странах. Мы выяснили, что наибольшее распространение игра-драматизация как метод обучения получила на рубеже XIX–XX столетий в начальных школах Америки, а также в школах Шотландии, Франции, Англии и Германии. В 20–30-е гг. прошлого века игры - драматизации использовалась практически во всех системах образования, получивших признание в XX в.

В России игра издавна являлась важной частью образовательной практики и народной педагогики, обычаев, обрядов и ритуалов, ведущей моделью досуга детей и взрослых, составной частью труда, образования и искусства. Анализ литературы показывает, что игры - драматизации впервые возникли в России в виде семейных театрализованных постановок. В описании быта дворянства и русской интеллигенции первой трети XIX века можно найти множество таких примеров. В "Воспоминаниях" Марьи Федоровны Каменской (1817-1899) с красочностью и обилием деталей так описаны семейные спектакли: "В зале давались вечеринки, маскарады и спектакли. В старину люди были сентиментальны, и потому эти спектакли давались всегда сюрпризом и непременно по случаю чьих-либо именин. Сцена и вся обстановка изготовлялись тайно и в той же зале, при закрытых дверях. И даже прислуга для прочности тайны в залу не допускалась. Работали там только родные руки маменьки, теток и дядей . Разумеется, папенька орудовал больше всех, на его долю приходилось самое трудное: он писал кулисы и писал их не небрежно, как их всегда пишут, а так, что у него выходили не кулисы, а прелестные пейзажи. Виновник торжества, "именинник", всегда был глубоко тронут сюрпризом, и благодарил родных-актеров со слезами на глазах. Актеры были счастливы тем, что игру их похвалили. Хозяева театра, папенька с маменькой, блаженствовали уже потому, что к ним собрались милые им люди и что удалось их повеселить .".

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru