· знание о своих обязанностях;
· умение пользоваться приобретенными знаниями;
· умения защищать свои права;
· умение работать в коллективе;
· умение работать индивидуально;
· активное участие в решении обсуждаемых проблем в жизни школы.
Особенностями формирования гражданской активности у учащихся ШНО являются:
· нацеленность на жизнь, потому что только при таком устремлении школьные приемы могут получить свое оправдание и смысл;
· социальное и гражданское творчество (когда ученик полностью включается в процесс познания, активно взаимодействует с другими детьми; такая методика особенно важна при рассмотрении вопросов о правах человека, когда часто на тот или иной вопрос не существует единственно правильного ответа).
Таким образом, основное направление формирования гражданской активности у учеников ШНО ориентируется:
· на создание условий для осмысления и действия по решению проблем, связанных с защитой гражданских прав, осознанием гражданского долга и ответственности, приоритет общечеловеческих ценностей;
· на формирование навыков активного гражданского действия, социального и политического участия;
· на развитии творческого, самостоятельного мышления школьников, формирования умений и навыков;
· на социализацию, активное включение детей с ограниченными возможностями в жизнь общества.
Таким образом, работа по формированию гражданской активности у учеников основной школы должна быть направлена не только на воспитание у учеников ценностей прав человека, но и на развитие у них философии независимой жизни.
Права и свободы являются важнейшим элементом гражданской активности. Продолжить дальнейшее формирование гражданской активности, я смогу только ознакомив учеников ШНО с их правами и свободами. Исходя из прав, которые имеют ученики ШНО, они являются такими же полноправными участниками образовательного процесса, как и ученики основной школы. Но, к сожалению, в настоящее время в большинстве российских школ этому не уделяется никакого внимания. Вследствие этого, такие ученики вырастают неподготовленными к взрослой, самостоятельной жизни. Следовательно, ученики ШНО в наибольшей степени нуждаются в гражданском воспитании.
Формирование гражданской активности у таких учащихся представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. И первый шаг на этом пути – осознание каждым учеником ШНО себя как полноправной личности не только в школе, но и в обществе, осознание своих прав и обязанностей. В процессе обучения в школе ученик получает необходимый набор умений и навыков, которые помогут ему в реализации права на участие в управлении государством во взрослой жизни, во взаимоотношениях с окружающими людьми, в практике защиты своих прав. Невозможно решить проблему изоляции уже взрослых людей с ограниченными возможностями в обществе, если она не решалась в условиях их обучения в школе. Следовательно, обучение в школе является важнейшим этапом для подготовки детей с ограниченными возможностями ко взрослой самостоятельной жизни. Таким образом, необходимо воспитывать у учащихся ШНО гражданско-правовые ценности для того, чтобы каждый из них заканчивал школу не просто законопослушным гражданином, но и человеком с активной гражданской позицией.
Образование, педагогика, воспитание:
История введения инноватики в образование
Понятие «инноватика» появилось более 100 лет назад в культурологии и лингвистике при описании процессов культурной диффузии, когда феномен из одного культурного ареала проникал в другие. Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале XX в. экономистом И. Шумпетер ...
Анализ психолого-педагогической литературы
Период с 2 до 3 лет характеризуется интенсивностью физического и психического развития ребенка. При правильно организованной жизнедеятельности ребенка активно происходит развитие движений (И.А. Скворцов 1995; Ф.А. Богомолова, Ю.Ф. Кутафин 1998; Л.Н. Павлова 2000; Б. Спок, 2001; П. Спенсер 2002). Ро ...
Сущность педагогического общения
Педагогическое общение — это особый вид общения, оно является «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение — процесс динамичный: с возрастом воспитанников из ...