Золотая педагогика

Научное исследование в педагогике

Страница 3

Критерий теоретической значимости показывает влияние результатов на существующие концепции, подходы, идеи, теоретические представления, определяет вклад исследования в развитие педагогических наук. Он менее зависит от времени, может не совпадать с актуальностью. Нередко объективная оценка исследования дается лишь через несколько лет, после того как более четко обозначатся изменения, происшедшие в теории под влиянием полученных результатов.

Практическая значимость характеризуется влиянием полученных результатов на учебно-воспитательный процесс, методику преподавания, организацию различных видов деятельности, социальной и экономической эффективностью результатов. Значимость исследования зависит от числа и состава пользователей, заинтересованных в результатах исследования; масштаба внедрения результатов; предполагаемого социально-экономического эффекта; готовности результатов к внедрению.

Любое исследование обязательно начинается с постановки проблемы. Проблема - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Четкая, конкретная формулировка проблемы позволяет определить результаты исследования, которые станут объектом анализа. Критерием выбора проблемы является ее актуальность, т.е. необходимость ее решения для развития педагогической науки и (или) практики развития образования. Чтобы поставить проблему, необходимо описать проблемную ситуацию и выявить противоречия, на разрешение которых будет направлено научное исследование.

На основе выдвинутой проблемы исследователь определяет тему исследования. Тема - лаконичная формулировка проблемы исследования.

В соответствии с темой исследования выдвигается цель, определяются объект и предмет, уточняются задачи исследования. Цель- это замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Объект исследования- это педагогическое пространство, в рамках которой содержится (находится) то, что будет изучаться. Под объектом понимают реальные педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Предмет исследования- это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. Предмет исследования характеризует определенные стороны, свойства объекта, представляющие интерес для исследователя в связи с данной проблемой. Задачи исследования- предполагаемый локализированный результат исследования. Иерархически организованная последовательность задач образует основу программы исследовательской деятельности.

Научно - педагогическое исследование опирается на методологическую основу. Исследователь выбирает ведущий исследовательский подход, концепцию, опорные теоретические положения, определяющие ход и предполагаемые результаты решения выдвинутой проблемы.

Исследовательский подход- исходный принцип, исходная позиция. В современных педагогических исследованиях реализуются разные подходы: системный, комплексный, целостный, личностный, деятельностный и другие. Разные задачи одного и того же исследования могут решаться разными подходами. Выполнение научно-педагогического исследования предполагает выдвижение гипотезы. Гипотеза - научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза - это пробное обобщение относительно природы изучаемых явлений, процессов, фактов и возможных путей разрешения проблем. Гипотеза выступает промежуточным звеном между теорией и исследованием, тем средством, при помощи которого осуществляется движение к новому педагогическому знанию, формируется новое решение проблемы.

Страницы: 1 2 3 

Образование, педагогика, воспитание:

Формы и методы формирования географических знаний о природе Родного края
Сущность природного краеведения заключается в комплексном изучении природы, важнейших аспектов ее развития и динамики в данной местности на основе использования доступных для детей форм и методов исследования географических наук. Говоря о специфике методики формирования географических представлений ...

Психологическая характеристика возрастных особенностей учащихся 7 классов
Учащихся 7 классов можно отнести к подростковому возрасту. «Этот возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания». Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития обществ ...

Требования к отчету по преддипломной практике
Во время прохождения практики студент составляет подробный отчет о практике. Объем отчета, ориентировочно, включая схемы, графики, образцы документов и фрагменты необходимых программ должен составлять порядка 30 стр. Отчет должен содержать следующие разделы: описание информационных потоков производ ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru