- обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;
- рассматривать явление в его развитии;
- изучать данное явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями;
- рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила источник развития.
В каждом исследовании выделяются методологическая и процедурная части. Методологическая часть включает в себя определение проблемы, объекта, предмета исследования, уточнение терминологии, формулировку задач, гипотез; процедурная- составление плана исследования, описания методов и техники сбора данных, способа анализа их по гипотезам, проведение эксперимента, анализ, интерпретацию (объяснение) и обобщение его результатов.
Научно-педагогическое исследование имеет свою структуру и логику. Оно включает семь основных этапов:
1-ый этап. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования, формулирование общей и промежуточной целей исследования и соотнесенных с целями задач.
2-ой этап. Выбор методологии- исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследовательского замысла, исследовательского подхода.
3-ий этап. Построение гипотезы исследования- теоретической конструкции, истинность которого предстоит доказать.
4-ый этап. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.
5-ый этап. Организация преобразующего эксперимента.
6-ой этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.
7-ой этап. Выработка практических рекомендаций.
Современные педагогические исследования обязательно опираются на данные других наук: философия, психология, социологии. Без связи со смежными науками невозможно исследовать педагогические явления. Но при этом нельзя подменять педагогическое содержание исследования философским, психологическим, социологическим и другими.
Качество педагогического исследования определяется совокупностью полученных теоретических и практических положений, обусловливающих их применение в научной и практической педагогической деятельности различными категориями пользователей (научные работники, учителя, руководители системы образования различных уровней).
Важнейшей характеристикой педагогического исследования является результат- совокупность новых идей, теоретических и практических выводов полученных в соответствии его целями и задачами. Результат исследования должен быть обоснован, доказан, представлен таким образом, чтобы быть использованным в научной и практической педагогической деятельности, раскрыт с содержательной и внутренне связанной с ней ценностной стороной.
Научно- педагогическое исследование оценивается с точки зрения таких критериев, как новизна, актуальность, теоретическая и практическая значимость.
Критерий новизны отражает содержательную сторону результата. Научной новизной обладают лишь исследования, которые содержат общественно новые знания: преднамеренное или случайное повторение ранее известных положений не может получить признание как результат исследовательского труда.
Уровень новизны - новый результат уточняет известное, конкретизирует отдельные теоретические и практические положения.
Уровень дополнения – новый результат не изменяет картину, а лишь расширяет известные теоретические положения, практические рекомендации, вносит дополнения в исследуемую проблему. Приращение знаний носит существенный характер, открывает новые аспекты, грани проблемы.
Критерий актуальности характеризует потенциальную ценность результатов исследования, степень расхождения между спросом на научные идеи, практические рекомендации и наличными средствами их удовлетворения, указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития педагогической теории и практики. Актуальность результатов педагогического исследования нельзя рассматривать абстрактно, без учета круга заинтересованных лиц и практической деятельности, в которой эти результаты можно использовать. Критерий актуальности динамичен, зависит от конкретных обстоятельств, условий, времени.
Образование, педагогика, воспитание:
Технология педагогического взаимодействия как условие эффективной
педагогической деятельности
Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Педагогическо ...
Анализ психолого-педагогической литературы
Период с 2 до 3 лет характеризуется интенсивностью физического и психического развития ребенка. При правильно организованной жизнедеятельности ребенка активно происходит развитие движений (И.А. Скворцов 1995; Ф.А. Богомолова, Ю.Ф. Кутафин 1998; Л.Н. Павлова 2000; Б. Спок, 2001; П. Спенсер 2002). Ро ...
Факторы становления имиджа педагога
Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – это причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты. Как и любая деятельность, деятельность по созданию имиджа начинается с мотива, движущей силой формирования имиджа, и определяется им. В основе деяте ...